Яндекс.Метрика
Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Открытие станции метро «Святая Дева Мария» в Тегеране – знак уважения к христианам в Иране


ДАЙДЖЕСТ:
Открытие станции метро «Святая Дева Мария» в Тегеране – знак уважения к христианам в Иране

Несмотря на то, что городские власти иранской столицы еще в прошлом году анонсировали открытие новой станции метро «Святая Дева Мария» в честь армянской христианской общины, ее ввод в эксплуатацию застал многих врасплох и стал тем новостным событием, которое облетело в середине нынешнего октября мировые медиа.

Кстати, факт появления этой станции стал неожиданным даже для местных жителей, поскольку в Иране христианство поддерживает лишь небольшое армянское и ассирийское меньшинство, а официальной религией является ислам шиитского толка, который исповедуют 90 процентов населения страны. Изначально станцию планировалось назвать Shahid Nejatollahi в память об университетском преподавателе, погибшем в конце 70-х годов прошлого века во время Исламской революции. Но в прошлом году, когда строительство подземного транспортного узла уже подходило к завершающей стадии, властями было принято решение о его переименовании в Hazrat-e Maryam-e Moqaddas («Святая Дева Мария») в знак уважения к армянской христианской общине в исламской республике.

Основной акцент в представленном проекте был сделан на образ Богородицы и армянскую письменность как публичное признание христианского наследия в Иране. Примечательно, что традиционная для всех станций местного метро надпись «Во имя Бога», которая располагается над входом в подземку, здесь написана на четырех языках: английском, арабском, персидском и армянском. Вряд ли можно назвать простым совпадением и то обстоятельство, что в наземной перспективе новая станция расположена через дорогу от кафедрального собора Св. Саркиса – одного из главных армянских апостольских храмов столицы и резиденции предстоятеля Армянской епархии Тегерана.

По мнению столичных властей, местоположение новой станции в центре города – не только напоминание о значении армянской общины в Иране и ее вкладе в развитие страны, но и удобство с позиций инфраструктурных коммуникаций для представителей общины, проживающих в разных концах города. Ведь, кроме церкви, рядом находятся армянские школы Галуста Гюльбенкяна и Мари Мнацаканян, а также офис Всеобщего благотворительного союза (AGBU).

Согласно демографическим данным, в настоящее время армянская диаспора в Иране составляет менее 0,2 процента населения, или 150–250 тысяч человек, хотя, по оценкам независимых экспертов, реальная численность может колебаться в пределах всего 100 тысяч, что объясняется эмиграционными потоками, особенно активными после Исламской революции 1979 года. Но даже с учетом этого обстоятельства община сегодня сосредоточена в Тегеране, Исфахане и Тебризе, где Армянская Апостольская Церковь управляет тремя одноименными епархиями – Тегеранской, Исфаханской и Атрпатаканской. Причем собор Святого Христа Всеспасителя в Исфахане внесен в Список историко-архитектурных ценностей Ирана, а каждая из церквей официально признана иранским государством религиозной и административной властью для местных армян. Закон гарантирует и права армянской общины в статусе общественного и политического представительства – например, в Меджлисе по Конституции Ирана нашим соотечественникам предоставлено два места.

Как отмечает местное сетевое издание Sepah Pasdaran со ссылкой на правительство Исламской Республики Иран, название и интерьер станции показывают глубокое уважение к христианскому меньшинству в стране, а проект, реализуемый Управлением городского искусства и благоустройства столичного муниципалитета, является первым художественным воплощением армянского религиозного центра в системе городского метрополитена и частью более масштабной инициативы по прославлению многоконфессиональной идентичности страны. В посольстве Ирана в Армении также заявили, что «открытие станции – это красивое свидетельство мирного сосуществования иранцев и армянской общины», одновременно подчеркнув важность действующей в центре Еревана Голубой мечети.

Кстати, в начале своей «бархатной» карьеры Никол Пашинян после визита в Иран заявил, что Армения готовит заявку в ЮНЕСКО на включение мечети в Список всемирного наследия, чему тогда активно сопротивлялся Азербайджан. В течение прошедших семи лет об обещании забыли. И судя по происходящим сегодня в Армении событиям, не остается сомнений, почему одна из семи жемчужин архитектурного зодчества исламского мира до сих пор не обрела статусность по шкале ценностей этой международной структуры.

Впрочем, базирующееся в Чикаго глубоко пропантюркистское издание Gunaz TV, которое регулярно освещает вопросы «несправедливого» отношения к тюркскому населению в Иране, тоже отреагировало на дружественный шаг официального Тегерана к армянской общине заметным сарказмом, обозначив в кавычках фразу «Любовь Ирана к армянам безгранична, потому что церковь на панно григорианская». Странным образом сей опус перекликается с внутриармянскими реалиями, где «бархатная» власть устроила антихристианский поход на Армянскую Апостольскую Церковь с целью свергнуть архиепископов и Католикоса. И это в стране, где 90 процентов являются последователями титульной религии.

Между тем иранский медиаландшафт отмечает, что, по опросам тегеранцев, богато украшенный христианской символикой новый подземный объект никого не смущает. «Станция метро «Сурб Мариам» в Тегеране бросает вызов скорее западным стереотипам об Иране, который на Западе часто называют оплотом исламского фундаментализма и нетерпимости. Напротив, открытие новой станции является символом толерантности к другим религиозным конфессиям и отражает уважение, которое иранцы проявляют к армянам и другим последователям христианских религий», – отмечает информационное агентство IRNA. Кстати, иранский сегмент соцсетей откровенно солидарен с этой мыслью: «Пока Запад читает лекции о терпимости, Тегеран тихо реализует ее даже «под землей», а точнее на той ветке метро, которая считается достаточно загруженной, что делает ее информативной в данном вопросе». В свою очередь католик, кардинал, архиепископ Тегерана Доминик Жозеф Матьё видит в этом жесте напоминание о небольшой, но живой христианской общине в сердце Ирана. По его словам, помещенный в метро образ несет в себе два измерения, которые можно обозначить как диалог и мир. «Безусловно, в этом шаге проглядывает стремление показать своему народу и всему миру открытость страны, где сохраняется возможность исповедовать веру в рамках закона и уважения к нему», – отметил кардинал в интервью агентству Fides.

По словам известного художника-оформителя и автора проекта Танны Таригмехр, итогом десятилетнего строительства нового транспортного узла на шестой ветке метрополитена стала станция, воплотившая во внутреннем дизайне традиционные каноны армянского религиозного зодчества с арочными сводами и куполами. «Новая станция, над которой мне доверили работать, служит напоминанием о значении армянской общины в Иране и ее вкладе в культурное разнообразие страны. На стенах станции установлено семь тематических панелей, отражающих священные изображения Господа Иисуса Христа, голубя как символа Святого Духа, виноградные лозы, христианские кресты, детально проработанный армянский собор Св. Саркиса. Первое же, что видит пассажир, спускаясь на верхнем эскалаторе, это барельеф Богородицы, украшенный шестью стихами «Марьям» из известной коранической суры», – говорит она, одновременно отметив, что станция посвящена матери Иисуса Христа, известной в Иране как «Биби Мария». Ведь в шиитской традиции Марьям (Мария) также почитается как святая и мать пророка Исы (Иисуса), с той только разницей, что мусульмане считают Ису не сыном Бога, а его пророком. Поэтому использование ее имени в общественном пространстве не вызывает противоречий.

Кстати, это не единственная за пределами Армении станция метро, посвященная Армении. В 2005 году в бразильском метрополитене под музыку Комитаса и Екмаляна была открыта станция «Армения», оформленная в армянской тематике известной бразильской художницей и поэтессой Жозель Карвалью. Центром композиции стал символический мемориал памяти и скорби по жертвам геноцида армян, в котором, по словам художницы, она постаралась воплотить тот самый сакральный код, который присущ только армянской нации, и собственную боль за невинно убитых армян из религиозно-расовой ненависти к ним. К сожалению, в самой Армении сакральный код уже седьмой год подряд ломается под гнетом религиозно-расовой ненависти «бархатных» властителей.

Отдел политики «НК»


checheninfo.ru



Время в Грозном

   

Горячие новости


Здесь могла быть Ваша реклама


checheninfo.ru      checheninfo.ru

Смотреть все новости


МЫ В СЕТЯХ:

 checheninfo.ru  checheninfo.ru checheninfo.ru checheninfo.ru Ютуб Гордалой  checheninfo.ru Ютуб Гордалой Ютуб Гордалой checheninfo.ru

 checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru


Наши партнеры

gordaloy  Абрек