| ДАЙДЖЕСТ: |

Этот сезон стал необычайно богатым на выставки королевских ювелирных украшений, и сегодня мы более внимательно рассмотрим некоторые особенные ювелирные изделия, представленные на выставке «Стиль Марии-Антуанетты» в Музее Виктории и Альберта. Моя подруга, канадская журналистка Патрисия Требл, автор проекта Write Royalty, недавно посетила музей, чтобы увидеть как выставку Cartier, так и новую экспозицию, посвящённую Марии-Антуанетте.
Новая выставка в V&A исследует как стилистические выборы Марии-Антуанетты при жизни, так и её колоссальное влияние на декоративно-прикладное искусство, продолжающееся уже несколько веков после её смерти. На экспозиции представлены предметы, действительно принадлежавшие королеве, вещи, принадлежавшие её современникам, а также изделия, созданные под влиянием её наследия.
Куратор выставки Сара Грант пояснила: «Имя Марии-Антуанетты вызывает видения одновременно излишества и изысканной красоты предметов и интерьеров. Австрийская эрцгерцогиня, ставшая королевой Франции, оказала огромное влияние на европейский вкус и моду своего времени, создав стиль, который сегодня имеет универсальную привлекательность и применение. История Марии-Антуанетты переосмысляется вновь и вновь каждым поколением. Редкое сочетание гламура, зрелищности и трагедии остаётся столь же завораживающим сегодня, как и в XVIII веке».
Патрисия любезно поделилась фотографиями со своего визита, и сегодня я расскажу о некоторых ювелирных изделиях, связанных с Марией-Антуанеттой — включая знаменитое ожерелье, которое стало одной из причин её падения.
Ожерелье из «Аферы с ожерельем». Украшение, представленное в V&A, не является подлинным ожерельем Бёмер и Бассанж (Böhmer et Bassange) из печально известной «Аферы с ожерельем». Оригинал, заказанный Людовиком XIV (Louis XIV) в 1772 году, был разобран и больше не существует. На выставке демонстрируется его реплика, изготовленная Альбером Герреном (Albert Guérin) и Полетт Лоби (Paulette Laubie) в 1960 году. Она полностью повторяет внешний вид оригинала.

Хотя Мария-Антуанетта вошла в историю как важная фигура «Аферы с ожерельем», на самом деле её роль была минимальной. Людовик XIV умер до завершения работы, и ювелиры остались с огромным долгом. Они попытались продать ожерелье Людовику XVI (Louis XVI) и Марии-Антуанетте, но она отказалась дважды. Позже одна придворная авантюристка убедила ювелиров, что действует по поручению королевы, желавшей тайно приобрести ожерелье. Это был обман. Мария-Антуанетта ничего не знала о сделке, а авантюристка скрылась с драгоценностью. Ожерелье вывезли из Франции и разобрали на части. Некоторые его алмазы были проданы в Лондоне, вероятно, аристократам. Скандал, хоть и не имел отношения к личным действиям королевы, стал частью общей негативной легенды о её мнимой расточительности и сильно повлиял на общественное мнение перед падением монархии.
По семейному преданию, часть алмазов из ожерелья попала в коллекцию герцогов Сазерленд (Dukes of Sutherland). В экспозиции демонстрируется ожерелье из двадцати алмазов, по утверждениям, частично созданное из камней того самого ожерелья.
Это украшение носила Гарриет, герцогиня Сазерленд , как тиару-бандо на коронации королевы Виктории, которой она служила леди-компаньонкой. Алмазы использовались и на последующих коронациях, а в 2022 году были переданы государству вместо налога на наследство и включены в коллекцию V&A.
Алмазное ожерелье. Ещё одно украшение, предположительно содержащее алмазы Бёмер и Бассанж, — алмазное неглиже, выполненное с теми же рядами и кисточками, что и оригинальное ожерелье. Оно предназначено для ношения, как роскошный алмазный шарф. Долгое время оно принадлежало маркизам Англси (Marquesses of Anglesey) и также появлялось на британских коронациях. В 2024 году ожерелье было продано на аукционе Сотбис (Sotheby’s, Geneva) за 4,8 миллиона долларов. Его нынешний владелец, владелец частной коллекции The ILLUMINATA Collection, предоставил его музею для выставки.
Личные украшения Марии-Антуанетты. Хотя королева не владела знаменитым ожерельем, у неё были по-настоящему выдающиеся драгоценности. Среди них — алмазный кулон с жемчужной подвеской и алмазная брошь-лента, обе представленные на выставке. Эти украшения унаследовала её дочь, мадемуазель Рояль (Madame Royale), а затем они перешли к родственникам Бурбон-Парма (Bourbon-Parma).

Алмазная брошь-лента была создана во Франции после свадьбы Марии-Антуанетты с будущим Людовиком XVI. Это одно из украшений, которые тайно вывезли из страны перед революцией и позже вернули их дочери после освобождения из тюрьмы. После её смерти в 1851 году брошь унаследовали герцогиня Пармы и граф Шамбора.
В течение века брошь находилась в семье, и за это время к ней добавили подвеску с жёлтым алмазом. В 2018 году её продали на аукционе Сотбис за более чем 2 миллиона долларов. Сейчас она в частной коллекции.Роскошный алмазно-жемчужный кулон также принадлежал самой Марии-Антуанетте. Он прошёл тот же путь: был спрятан в Бельгии во время революции, затем передан её дочери в Вене, а позднее унаследован Бурбон-Парма. В 2018 году кулон был продан на Сотбис за более чем 36 миллионов долларов. Его приобрела миллиардер и коллекционер Хайди Хортен (Heidi Horten). Сегодня жемчужина находится в музее, созданном Хортен в Австрии, и временно выставлена в V&A.
![]() |
РОСТОВ. Губернатор Ростовской области сообщил об атаках БПЛА и жертвах
Гибкие дорожные и парковочные столбики ССУ-480, 750, 1000 мм — выбор, применение, покупка
Украшения Марии-Антуанетты на выставке в Музее Виктории и Альберта в Лондоне
ЧЕЧНЯ. В Чечне усилен контроль за качеством дополнительного образования детей
ЧЕЧНЯ. Рамзан Кадыров посетил конноспортивный комплекс имени Сайд-Хусейна Закаева в Грозном
ГРУЗИЯ. Грузия станет страной-хозяйкой выставки ITB Shanghai-2026
ГРУЗИЯ. Строительство нового КПП обсудили Азербайджан и Грузия
ЧЕЧНЯ. Более 10 тысяч обращений жителей Чечни взяты под личный контроль Рамзана Кадырова