Премьер-министр Владимир Путин посетил вчера Башкирию. Регион и его президент -- старейшина российского губернаторского корпуса Муртаза Рахимов встретили главу федерального правительства по-восточному гостеприимно. Гости из центра никаких претензий не предъявляли, а, наоборот, приводили республику в пример -- особенно в сфере развития информационных технологий. Собственно, тема электронной власти была ключевой в поездке премьера.
Прибыв в Уфу, Владимир Путин незапланированно посетил одну из воинских частей города, визит был вызван печальными событиями: недавно четыре спецназовца, отправленных из Башкирии в Чечню, погибли в столкновении с бандформированием.
Затем премьер осмотрел поликлинику №46, где ему представили одну из составных частей проекта «Социальная карта Башкортостана» -- электронное удостоверение, имеющее привязку к сфере здравоохранения и позволяющее, например, записаться на прием к врачу и получить бесплатные лекарства. Г-н Путин проделал эту процедуру -- его действительно записали на прием к врачу практически без очереди.
Регион не случайно был выбран в качестве площадки для заседания правительственной комиссии по вопросам регионального развития информационных технологий в субъектах федерации. Перед заседанием премьеру рассказали о проекте «Электронное правительство Башкортостана». Как оказалось, в рамках отдельно взятой республики многие из федеральных инициатив реализуются намного быстрее. Жители республики обеспечены социальными картами с широкими возможностями, могут воспользоваться услугами телемедицины, республиканские органы власти имеют возможность дистанционного мониторинга территорий.
Открывая совещание, Владимир Путин отметил, что успех повсеместного внедрения информационных технологий прямо зависит от согласованных действий всех уровней власти. «Интегрированная система адекватно отвечает запросам современной экономики, общества. Информационные технологии перестали быть чем-то абстрактным», -- в терминах, подходящих случаю и больше похожих на любящего темы Интернета президента, премьер-министр объяснил необходимость совещания. Глава правительства еще раз сравнил хождение граждан по официальным инстанциям с полюбившимся ему литературным произведением: «Нужно облегчить гражданам хождение по мукам». Кроме упрощения различных процедур для простых россиян у виртуальных госорганов есть и другие плюсы -- повышение эффективности бюджетных расходов, сокращение поля для коррупции.
Но премьер не переставал заботиться о гражданах: «За прошлый год каждый взрослый россиянин обратился в различные госорганы три-четыре раза и испытал на себе все так называемые прелести присутственных мест». Но переход на электронные услуги не должен вызвать еще больше проблем и меньше удовольствия: «Изолированное развитие территориальных и ведомственных информационных систем вызовет проблемы совместимости, могут появиться новые трудности уже на новом уровне», -- напомнил премьер о необходимости координации федеральных ведомств и региональных правительств.
Глава Мининформсвязи Игорь Щеголев подчеркнул, что именно региональные власти обязаны предоставлять большинство самых популярных у граждан услуг, а значит, большая доля работы по выходу в электронное информационное пространство возлагается на чиновников субъектов федерации. Региональные бюрократы могли бы обеспокоиться тем, что активное обезличивание госуслуг приведет к сокращению рабочих мест в госорганах, но, кажется, до этого еще далеко. Для начала предстоит обратный процесс -- нужно сформировать структуры управления проектов по переводу услуг в электронный вид, определить операторов местных электронных правительств.
Министр постарался дополнительно простимулировать региональные власти к более активной работе, рассказав, что в Индии с внедрением информтехнологий в одном из мегаполисов собираемость налогов выросла на 125%, в Канаде стоимость одной госуслуги, оказанной при личном обращении, равна 44 долл., а запрос, реализованный в электронном виде, обходится властям в 1 долл. В России же ежегодная рассылка уведомлений Пенсионного фонда обходится в 3 млрд руб., а при внедрении персональной электронной почты для общения с госорганами для каждого гражданина затраты уменьшатся на порядок.
Президент Башкирии Муртаза Рахимов, получив слово, первым делом предостерег федеральных чиновников от излишнего азарта при привитии гражданам информационной культуры. «Переход на информационные технологии не всеми людьми воспринимается однозначно», -- посетовал г-н Рахимов, но настойчивость вознаграждается, в том числе международными организациями, которые отметили успехи Башкирии во внедрении электронных услуг.
В итоге г-н Путин возложил персональную ответственность за виртуализацию госуслуг на региональные власти.