Единственная в своём роде марка 1856 года «Британская Гвиана» номиналом в один цент была недавно продана за умопомрачительную цену 9,5 миллионов долларов. В середине марки изображена трёхмачтовая шхуна, а сбоку видна подпись почтового клерка Эдмонда Уайта – это чтобы избежать подделок. Но сейчас марка имеет такой грязный вид, что рисунка почти не видно. Однако, несмотря на невзрачность и жирный оттиск почтового штемпеля вверху, марка считается бесценной.
Восьмиугольный клочок красной бумаги, на первый взгляд, кажется ничем не примечательным. Однако он единственный в своём роде, обладающий к тому же, необычной историей создания и рекордных сумм, выплаченных за неё на различных аукционах мира.
История «Британской Розовой Гвианы» началась в 1855 году, когда из ожидаемых 50 тысяч марок в британскую колонию Гвиану (Южная Америка) прибыли всего пять тысяч экземпляров, То есть всего 90 процентов. Оставшись без марок, местный начальник почтового отделения должен был придумать какой-то способ выйти из положения, чтобы показать проведённые транзакции за почтовые отправления. Он решил выпустить собственные провизорные марки, которые позволили бы ему продержаться, пока не придёт груз с обычными марками. Единственным местом, где можно было бы выпустить марки в 1850-х годах, была местная газета RoyalGazette.
В типографии газеты отпечатали небольшую партию марок в один цент (для газет) и в четыре цента (для писем). При этом была сделана попытка имитировать марки, выпускаемые правительством: добавлено изображение шхуны и девиз колонии на латыни «Damus Petimus Que Vicissim» («Даём и надеемся получить»). А чтобы избежать подделок вся корреспонденция с наклеенными марками подписывалась почтовыми служащими.
Как только миссия «временных» марок была выполнена, начальник почтового отделения распорядился их изъять из обращения. Поскольку одноцентовые марки клеились на газеты, которые люди обычно не хранили, вскоре они исчезли. И если бы не 12-летний шотландский мальчик Вернон Воган, скорее всего, на настоящий момент не сохранилось бы ни одного экземпляра.
Вернон обнаружил «Британскую Гвиану» среди писем своег дяди в 1873 году. Мальчику грязная проштампованная марка с подписью не показалась особо примечательной, и он продал её знакомому филателисту меньше чем за шесть шиллингов (примерно 10 долларов в переводе на нынешние деньги), на которые купил целый пакет гораздо более эстетически привлекательных марок. С этого началось долгое и славное путешествие «Британской Гвианы». В 1878 году «Британская Гвиана» стала жемчужиной коллекции одного из самых крупных коллекционеров своего времени барона Филиппа фон Феррари. После его смерти в 1917 году марка была передана в Берлинский музей почты.
После Первой мировой войны коллекция барона вместе с «Британской Гвианой» оказалась во Франции в качестве части военных репараций. Потом марка, благодаря следующим владельцам, совершила крюк в Нью-Йорк, Австралию, а затем в Пенсильванию.
В предпоследний раз марку в 1980 году купил Джон Дюпон – наследник химической империи, спортсмен и убийца, которого недавно сыграл в «Охотнике на лис» Стив Кэрелл. До увлечения борьбой Дюпон был страстным коллекционером и заплатил за «Британскую Гавану» $935 тысяч. В 2010 году Дюпон скончался в тюрьме, а марка была выставлена на аукционе и была продана за $9,5 миллионов – это в четыре раза больше, чем любая другая марка в истории.