ДАЙДЖЕСТ: |
Черкеска в отличие от бешмета была выходной, праздничной одеждой, ставшая общенациональной для всех кавказских народов, и она имелась далеко не у каждого горца. Черкеска считалась нарядной одеждой и ее надевали, отправляясь в гости, на свадьбу (ловзар), вечеринки (синкъерам), в общественные места, мечеть и т.д. Идти на какие-либо мероприятия в одном бешмете было не принято по обычаю и появление там без черкески могло быть расценено как неуважение к общественному этикету.
Черкеску также нельзя было одевать при выполнении вайнахами и черновых работ. Как говорит Б.Б-А. Абдулвахабова [1], «...иметь черкеску считалось очень престижным, она была символом гордости и достатка горца. Шили ее обычно из сукна домашнего производства черной, серой или коричневой окраски. Представители привилегированных сословий носили белую черкеску». Если черкески молодых мужчин из состоятельных и богатых слоев общества отличались тонкостью сукна, изяществом отделки, дорогими газырями и поясом, то черкеска бедняков шилась из сукна грубой выделки, иногда без газырниц.
Коричневого и красного цвета крови черкески одевались чеченцами перед боем. Ведь раны свои у них было принято скрывать, чтобы исключить торжество врага.
Интересен сам вопрос, почему этот вид одежды у многих народов Кавказа называется черкеской. Мы согласны с мнением известного ученого-кавказоведа С.Н. Студенецкой, которая утверждает, «что наименование черкеска получила от русских, которые впервые ее увидели на адыгах-черкесах». От чечено-ингушской она отличалась своеобразными локальными признаками (качество ткани, цвет, длина, наличие газырей, шитье и оформление), а выкройка черкески настолько сложна, что вряд ли она могла быть создана в Адыгее. Но название еще не доказательство происхождения данной одежды. Кстати, у самих адыгов черкеска называется по-другому, к примеру, цый, а у кабардинцев и черкесов – цей; остальные кавказские народы имеют собственные ее названия: ногайцы – шепкен, карачаевцы, балкарцы, кумыки - чепкен и т. д. Все эти названия обозначают также и ткань, из которой шили черкеску, т. е. домашнее сукно. Наименование одежды по названию ткани свидетельствует о ее давности и характерности народа. В формировании ее приняли участие многие народы большого региона, и поэтому она считается общекавказской одеждой.
Безусловно, все местные названия черкески представляют большой интерес.
Черкеску грузины называют чоха, чеченцы - чоа, ингуши - чокхи, кисты – чуакх, осетины – цухъхъа. Ив. Джавахишвили пишет: «Чоха означает по-турецки шерсть. Персы называли ее чоха. Поскольку она в грузинском быту появляется в IX-X в.в., следует полагать, что этот термин усвоен из персидского, а не турецкого, влияние которого на это ощущается позже» [2].
Чоха, согласно словарю Сулхана Саба Орбелиани, означает одежду из шерсти. Раньше (в XVI-XVII-XVIII в.в.) слово чоха в грузинском языке означало монашескую одежду - мужскую и женскую. «Чоха» употреблялось также для обозначения одного вида ткани (у Вахушти) и шерсти (у Саба). Д. Чубинашвили толкует это слово по-русски как сукно, кафтан, т. е. с одной стороны, ткань, с другой - вид верхней одежды. Таким образом, термин чоха использовался в трех значениях: как один из видов верхней одежды, как монашеское одеяние и как одна из разновидностей шерстяной ткани. В XIX веке эта верхняя мужская одежда горцев Кавказа обозначалась названием «черкеска» [3].
Следовательно, термин чоха широко распространен на Кавказе и у тюркских народов. По отношению к вайнахам он активно проходит и в древний формах их хозяйственной деятельности. Зафиксирован также элемент орнамента – чоха. Затем он теряется и выплывает в обозначении верхней одежды у других народов. В целом этот термин носит обобщающий характер, а в одежде берется во внимание лишь один принцип из заложенных в этом термине.
Чокхи – это конкретное обозначение вида одежды, характерное только вайнахам, имеющее нахскую этимологию: чо+кхи (др. нах. яз. – покрытие и переводится в рамках этих обозначений, как-то из волоса (шерстинок) покрытие (независимо от пола).
Лезг. –чухва и азерб. – чуха не относятся к ряду – чокхи.
Что касается чоа (правильно – чо-ав, где «ав» вносит импульсивность в определение), но «в» выпадает в конце произношения слова. Указывает на качество и относится к ряду выходной мужской одежды – объясняет исследователь Т.М. Шавлаева.
По мнению А.Д. Вагапова «Чоа» 'черкеска', 'бешмет'; 'шинель', общенахск.: инг. чокхи, цова-тушинск. чокхаъо 'чоха' важное в культурно-историческом смысле слово, распространенное во многих кавказских языках: будух. чухва 'грубое сукно, черкеска, бешмет', лак. чухъа и т.д. На материале нах. яз. может быть объяснено как произв. от чо 'волос, ворс' > чоха 'ворсистый' > чокха// чокъа 'ворсистая ткань' > чоа [чоъа], ср. лезг. цак ъ в чеченск. ср. еще?'ворсинка'. К переходу къ даъа 'кушать', тоъа 'хватать'. Типологически ср. чеченск. мас 'волос' – маша 'сукно'; каб.цей, адыг. цый 'черкеска' от цы 'шерсть'. Ингушская и цова-тушинская формы могут быть результатом обратного заимств. из тюрк. яз., ср. турец. чока, чоха 'длинный кафтан; сукно', крым.-тат.чука 'сукно'. Не исключена, однако, и контаминация в чеченском заимствованного чокха с исконным чо волос»[4].
Вообще в ношении любых элементов одежды каких-либо вольностей не допускалось. Этого требовал вайнахский этикет. Всякая одежда должна была быть застегнута на все пуговицы, особенно – на верхнюю.
По покрою черкеска была похожа на бешмет, но шилась намного длиннее его. Черкеска одевалась поверх бешмета и должна была быть обязательно застегнутой. Исключение составляли только старики и дети. Согласно полевому материалу вайнахи предпочитали короткие (до колен) черкески с узкими рукавами и висящей на ремне газырницей. Ингуши носили черкеску со стоячим воротником. Бешметы у них были не очень популярны, и под черкеску они обычно одевали кавказскую рубаху. Цельными выкраивались перед с двумя крайними клиньями и спинка с одним центральным клином. Подрезные боковые клинья пришивались так, что образовывали сзади на талии четыре выступа, от которых низ черкески спускался фалдами. В боковых швах делались небольшие разрезы, чтобы была возможность засунуть руку в карман черкески. В подоле ее по бокам оставлялись шлицы размером 20-25 см, скреплявшиеся между собой плетеным шнуром для красоты.
Черкеска, начиная с XIX века, шилась сильно приталенной. Она, также как и бешмет, плотно охватывала фигуру, расширяясь книзу. Была очень удобна в носке и для пешехода, и для всадника. Рукава черкески были прямые, длинные, широкие, закрывающие кисти рук. В самой нижней части они имели подкладку из тонкого атласа ярких цветов (у молодых парней) и отворачивались для красоты. Иногда, украшая рукав, в нижней его части оставлялся надрез 5-10 см, отделанный по краям узелковыми пуговицами и петлями из одноцветной с тканью черкески тесьмы. Лиф черкески до талии имел подкладку из хлопчатобумажной ткани. На груди вырез ворота был в виде угла, от которого вниз к талии шла застежка встык на узелковые пуговицы и петли.
_______________1. Абдулвахабова Б.Б-А. Традиционная мужская одежда вайнахов в XVI-нач. XIX в. Культура Чечни. – М.: «Наука», 2002. С. 137.
2. Джавахишвили И.А. Материалы к истории материальной культуры грузинского народа – Тбилиси, 1962. III – IУ. С.106.3. Маргошвили Л.Ю. Мужская одежда вайнахов (конец XIX- начало XX вв.). – Тбилиси,С.33.
4. Вагапов А.Д. Этимологический словарь чеченского языка // Lingua – universum – Назрань, 2009. С. 49.ГРУЗИЯ. Кобахидзе: обновлять правительство Грузии не планируется
ГРУЗИЯ. На границе Северной Осетии и Грузии построят склады для хранения товаров
КЧР. Рашид Темрезов: Юные жители Карачаево-Черкесии словом и делом поддерживают бойцов СВО
СЕВАСТОПОЛЬ. ФСБ предотвратила теракт на Балаклавской ТЭС в Севастополе