Два года назад в первых числах сентября в кафешках Дамаска не было слышно восточной музыки. Со всех телеэкранов на посетителей тогда поочередно смотрели то Владимир Путин, то Барак Обама. От последнего тогда ждали начала конца государственности Сирии. Президент США тогда обращался то к Сенату, то к нации, то к мировой общественности, пытаясь объяснить необходимость воздушных ударов по объектам военной инфраструктуры Сирии. Тогда только благодаря усилиям российской дипломатии страшной катастрофы удалось избежать.
Впрочем, для Арабской республики, да и для всего региона в целом, последовавшие события оказались еще трагичнее. Раковая опухоль «Исламского государства» пустила метастазы, отрезав половину Сирии и часть Ирака. И заявив о своих претензиях на всемирный халифат. В Дамаске сложно найти человека, который не обвинил бы в этом США в целом, и Обаму в частности. Поэтому почти 45-минутное выступление американского лидера в местных кафешках смотрели с выключенным звуком.
От речи же Владимира Путина в сирийской столице ждали начала возрождения обескровленной, истерзанной войной страны. Впрочем, ситуация в городе за последние годы серьезно изменилась. Кафешки в старом городе пустеют к шести часам, а на экранах — по-прежнему Обама. С наступлением темноты здесь можно запросто попасть под минометный обстрел из захваченного боевиками района Джобар. А вот в районе Маззе, в одном из кафе, перед большими экранами полно народу.
К выступлению президента РФ администратор выкрутил громкость на максимум. Засуетились журналисты с местных каналов, и только в стайке гламурных сирийских барышень продолжали ковырять наманикюреными коготками экраны смартфонов. Переводчик перехватил наши взгляды: - Им замуж скоро, а политика — дело мужчин.
Мужчины политикой интересуются со страшной силой, и кальянщик с жаровней, ни на секунду не задумываясь, растолковал нам международную ситуацию:
- Я и Обаму смотрел и Путина. И мне в ООН очень не хватило выступления моего президента, хотя ему опасно ехать в США. Вы обратили внимание, что все говорят разное? Обама одно, а Путин — совершенно другое. Не согласия ни по одному важному вопросу. Наверное, будет большая война на Востоке, очень большая. - Конечно, все мы ждали, что Владимир Путин заявит о прямой военной поддержке Сирии своими войсками, - признается молодой парень Мазин, выдыхая ароматный кальянный дым. - Но мы все понимаем, что он не будет действовать, как США, в обход международного права. Поэтому инициатива о созыве Совбеза для координации борьбы с террористами выглядит вполне логично. По крайней мере, у нас появилась надежда.