ДАЙДЖЕСТ: |
Перед ливнем подул резкий ветер, сбросивший на землю ласточкино гнездо. Ливневые ручьи снесли бы птенцов вместе с гнездышком в бурную реку, если бы проходящий рядом Харон не увидел происходящее и не закрепил гнездо с птенцами обратно под выступ скалы. Взрослые ласточки, сердца которых чуть не разорвались от несчастья, начали переговариваться:
- Ой! Какой благородный человек! Как бы нам его отблагодарить?!
- А ты забыла? Мы ведь наделены силой научить одного человека птичьему языку! Давай используем такую возможность.
И птицы, научив Харона своему языку, поведали ему такую тайну:
- Страшное событие произойдет завтра.
- Какое?
- На головы людей польет дождь несчастья. Каждый, которого коснется его капля, или кто выпьет воды из родника или реки, куда упала капля дождя, сойдет с ума. Какое горе! Какое горе! Как жалко людей! Но ты не имеешь права раскрывать эту тайну, иначе аул постигнет еще большое горе!
Харон стрелой помчался в аул, загрузил на арбу все кувшины, которые были в доме, и заполнял их до тех пор, пока на небе не начали собираться дождевые облака.
Вернувшись домой, он спрятал кувшины в подвале дома, а сам не выходил до тех пор, пока дождь не закончился и небо вновь не стало ясным и приветливым. Сохранил свой разум.
На следующее утро Харон заметил, что никто из людей не направился в поле. Все сидели дома. Кто курил на лавочке, кто сплетничал, кто играл на дечиг-пондаре (балалайке). А ближайший сосед зашел в сарай и начал избивать корову, которая мычала от того, что была не кормленная. Жена его все еще продолжала сладко спать. Харону все стало понятно: люди сошли с ума...
Зашел в подвал, пересчитал кувшины. «Наверное, хватит, пока я верну людям сознание и сам его не лишусь» - подумал оставшийся в разуме. Затем направился на майдан.
- О! Люди! – начал Харон, - с нами случилось несчастье! Вчера прошел дождь, который лишил нас разума! Иначе, почему мы не пошли в поле к своему урожаю? Почему мы не кормим свою скотину, не готовим ей сено? Почему позволяем своим женам бездельничать, перестали воспитывать своих детей? Если так пойдет и дальше, мы все умрем с голоду, а наш аул, наши земли одичают!
Харон говорил долго, страстно, повторяя свои главные мысли, а люди молча слушали, не перебивая. Он подумал: «к людям возвращается рассудок!»
Еще через день Харон увидел, что люди целыми семьями куда-то засобирались. Понесли с собой сумки, чемоданы, сундуки.
- Куда вы, люди? – вышел он навстречу.
- В другие края, - пояснили люди.
- Зачем? Что вы там делать будете? – поинтересовался Харон.
- Строить коровники, свинарни, убирать навоз... мало ли что. Зарабатывать! – ответил за людей тот, который объявил себя главным бригадиром.
- А вам не жалко покидать родину?
- А мы будем каждый раз возвращаться.
- А почему нельзя работать у себя дома?
- «Дома мало платят», «Дома стыдно делать черные работы, у всех на виду. А мы люди гордые..." отвечали люди, а главный бригадир добавил: «Не лезь не в свое дело! Это мои люди, я за них отвечаю!»
- О чем вы говорите, люди! Ведь зарастут наши поля, луга покроются кустарником, хутора вымрут! – не сдавался Харон, - Давайте так украсим нашу землю, чтобы все люди со всех уголков мира приезжали к нам в гости отдыхать! У нас так много всего полезного! Целебный воздух, чудесные родники, чистейшие реки, озера, все это пропадает из-за неустроенности, из-за того, что мы не ценим то, что имеем! Кроме того, в дали от дома наши дети забудут наши прекрасные обычаи, начнут вести себя вольно, безобразничать, научатся всему плохому вдали от стариков, которые здесь постоянно за ними присматривают.
Скоро вы не будете узнавать друг друга, а многие вообще не возвратятся и забудут свой язык, свою национальность! Оставайтесь дома! Пусть здесь мало платят денег, но есть другие богатства, которые бесценны!
- «Он сошел с ума!» – прошелся шепот по толпе уезжающих. – «Мы всегда были и будем оставаться гордыми горцами! - вышел опять вперед главный бригадир, - а если мы останемся дома, кто нам будет платить? Мужчина - тот, у которого в кармане деньги, высокий дом и в гараже иномарка!»
- Можно научиться более эффективно использовать свою землю. На нашей земле растет все, только нужен бережный уход. На склонах гор, которые у нас пропадают, вырастут прекрасные сады, включая сады грецкого ореха. А это – ценнейшее ореховое масло. Наш климат и почва позволяют выращивать ценнейшее лекарственное растение – женьшень. У нас так много альпийских лугов! Здесь можно разводить редчайшие виды животных, таких как яки. Мы в самом деле способны превратить свой край в земной рай, потому что люди у нас очень трудолюбивые. Так и произошло бы, если бы не этот проклятый дождь! Одумайтесь, люди! Поверьте мне! Не губите себя, своих потомков, свою прекрасную землю!
- Что он говорит? Какой женьшень, какие сады, какие яки, какой рай? Не слушайте, люди, этого болтуна, он только время наше убивает. Вот пускай здесь сам и остается, держит у себя в сарае яков и кормит их женьшенью. Ха-ха-ха... - главный бригадир увел толпу людей в сторону большой дороги.
В какое-то время аульчан перестали принимать чужие края, которые изменили свои законы. Они вынуждены были оставаться в своем ауле. Но их выросшие на чужбине дети, даже те, которые вернулись, не растворившись, уже не знали, как выращивать скотину, как заготавливать ей сено, как трудиться на полях, которые к тому времени совсем одичали, заросли бурьяном, колючками и кустарниками. Люди начали искать виноватых.
- Во всем виноваты наши соседи! Это они не хотят, чтобы мы хорошо жили. Они выкачивают богатства из наших недр! Надо отгородиться от них высоким забором! Отгородившись, мы будем пить верблюжье молоко из-под золотых краников! Кювейт покажется захолусьем по сравнению с нашим краем! Все выходим завтра же на строительство забора! – громче всех кричал главный бригадир.
- Постойте! - Вышел опять вперед Харон. – Мы не единственный аул, который живет рядом и вместе с великими соседями. Надо научиться договариваться, торговать, сотрудничать, как это делают другие. Зачем отгораживаться? Весь мир, все умные люди объединяются, а нам зачем разделяться, во имя чего?! Это приведет к войне! Польется море крови! Все хотят жить, а мы зачем хотим погибать?
- «Молчи, ты вечно против народа!», «Он просто шпион, он им продался! Его купили!», «Да он же сумасшедший, чего вы его слушаете?!» - кричали люди.
Вскоре в аул на самом деле пришла война. Самая жестокая, коварная и подлая из всех, что здесь когда-то происходили. Со здравым умом жить среди своего народа стало невозможно. И Харон решил, во что бы то ни стало найти хоть глоток той самой дождевой воды, выпить ее и стать таким, как все.
С.Х. Нунуев
«Скорбим вместе с армянским народом»: посольство РФ о годовщине Спитакского землетрясения
ЧЕЧНЯ. Талхиг Шалинский и тактические приёмы чеченской артиллерии в Кавказской войне
СТАВРОПОЛЬЕ. В МВД Ставрополья рассказали о ДТП в регионе за прошедшие сутки