ДАЙДЖЕСТ: |
17 февраля Изборский клуб проведет в городе Грозный выездное заседание. Накануне мероприятия корреспондент информационного агентства «Грозный-информ» встретился с известным российским политологом и востоковедом, министром Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации Джамбулатом Умаровым.
Руководитель Миннаца Чечни рассказал о том, как возникла идея проведения такой встречи, а также каковы основные цели и задачи, которые стоят перед членами экспертного клуба.
Уже завтра в Чеченской Республике впервые состоится заседание Изборского клуба. Джамбулат Вахидович, скажите, пожалуйста, какая работа проведена лично Вами и возглавляемым Вами министерством в организации этого важного мероприятия?
– Специальной работы по привлечению в нашу республику интеллектуального потенциала Изборского клуба не проводилось ни лично мной, ни моими сотрудниками.
Однако, работа велась в другом направлении, она шла параллельно. Мы часто пересекались и дискутировали с председателем Изборского клуба, известным российским писателем и журналистом Александром Андреевичем Прохановым.
Несколько раз я вместе с ним присутствовал на пленарных заседаниях и секциях Всемирного национального русского собора. И очень часто наши позиции сходились, особенно в тех аспектах, которые касались идеи строительства единого многонационального государства.
Александр Андреевич мне импонирует еще и тем, что этот человек, безусловно, патриотических позиций, человек любящий страну, ясно видящий ее будущее.
Он стоит на позициях сильной России, самодостаточного и державного государства. Поэтому, как историку и политологу, это мне близко и вызывает уважение.
Наше с ним знакомство продолжалось на других площадках. Встречались на конференциях; переписывались; созванивались.
Несколько месяцев назад у Александра Андреевича возникла идея проведения этого заседания именно в Чечне. Ну, может быть, здесь еще повлияло и то, что я в своих работах всегда писал, пишу и продолжаю писать, говорить и утверждать, что Чеченская Республика была, есть и остается, в ближайшие 10-15 лет, форпостом в реализации как внутриполитических, так и внешнеполитических интересов Российской Федерации.
Чечня позиционируется как республика-защитница России, потому что политическая деятельность Главы Чеченской Республики Рамзана Ахматовича Кадырова многогранна: он отстаивает, в первую очередь, национальные интересы РФ, будь то экономическое или социальное направление, вопросы оборонного характера, духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания молодежи, культурное возрождение, защита наших исторических ценностей, а также сохранение уммы Пророка Мухаммада (да благословит Его Аллах и приветствует) и упрочнение исламского мира на основе созидания, взаимовлияния с другими цивилизациями.
Почему именно Изборский клуб?
– Потому что Изборский клуб - это интеллектуально-творческий и идеологический Центр России, где понимают идентичность российского народа. Конечно, есть и какие-то спорные моменты: имперскость и русскость. Мы дискутируем, обсуждаем их. В этом нет ничего предосудительного – это нормально. Мы пытаемся дополнять, корректировать именно эти аспекты, чтобы они были более понятны представителям нерусских народов. Чтобы эти моменты были понятны и каким-то образом ложились в канву представления о государстве, о миссии русского народа у многочисленных народов, проживающих в России.
Во-первых, я являюсь сторонником того, чтобы роль русского народа в строительстве единого государства была понята правильно. Во-вторых, вслед за пониманием должно наступить принятие этой идеи, причем, как идеи собственной: чтобы не получилось так, что остальные народы влачат жалкое существование, что они ведомы, что они не способны сами по себе вносить лепту в развитие государства Российского.
На самом деле сегодня эти народы не стоят в стороне от государственного образования и его строительства. Они принимают самое активное участие в этом процессе. И рассматривать русский народ в контексте национального отделения от проблем, скажем, других народов, вне общего контекста многонациональности и многоконфессиональности, невозможно. Потому что русский народ, его дальнейшее существование без нас, без других народов, в едином государстве немыслимо.
В этом процессе они экстраполируют проблему с точки зрения возложения вины на какой-либо народ. Скажем так, если речь идет о Кавказской войне, то виновным делают в первую очередь русский народ. Заметьте, не царское самодержавие, а целый этнос. Русский народ не отдавал приказа об уничтожении горцев и их геноциде, который действительно имел место быть.
Приказы отдавало самодержавие; отправляло армию; противясь приказам, очень много русских солдат отказывались открывать огонь по мирным чеченским аулам. И это под страхом смерти, батогов и шпицрутенов. То же самое, если затронуть тему сталинских репрессий. Депортация горских народов Кавказа: балкарцев, карачаевцев, ингушей, чеченцев. Что касается вайнахов, в частности чеченцев, то здесь опять вину вменяют русскому народу, который также, если не больше, а я считаю, что не меньше всех остальных, пострадал. Потому, что русских уничтожали и там, где они жили, и там, куда их высылали. Если узников ГУЛАГа мы насчитываем миллионы, то львиная доля этого количества людей относится к русским.
Из нашего трагического исторического прошлого пытаются создать ситуацию нетерпимости друг другу. И, к сожалению, у них, у наших идеологических противников, на территории России находятся союзники, позиционирующие себя историками, политологами, культурологами, ножки которых растут из "оранжерей", так называемой "внесистемной оппозиции". И эти враги и вредители, находятся здесь, у нас, в Российской Федерации.
То есть, это своего рода поиск понимания и союзников в противодействии чуждой идеологии для российских народов?
– Да, вот такая общность взглядов на основную проблематику. Нам есть о чем поспорить. Ведь Изборский клуб – это, в первую очередь, дискуссионный клуб. В нем есть представители разных национальностей и конфессий.
Например, я мусульманин и чеченец, считаю, что на данном этапе Александр Андреевич Проханов – это человек, который ближе всего стоит к пониманию идеологического возрождения, к пониманию будущей идеологии России. Вот его представления об этом мне ближе всего.
Джамбулат Вахидович, Вы, наверное, тоже планируете выступить на заседании Изборского клуба. Можно узнать, какие будут основные акценты?
– Я хочу привлечь внимание экспертного сообщества к цивилизационному феномену и исторической роли личности Главы Чеченской Республики, Героя России Рамзана Ахматовича Кадырова. Я хочу, чтобы из его деятельности было сделано как можно больше полезных выводов: чтобы этот образ не связывали с процессом отторжения Чечни и чеченцев от России и её народов.
Рамзан Кадыров сегодня олицетворяет собой не только чеченский народ, но и все нерусские народы.
Почему я говорю феномен? Рамзан Ахматович –это явление не только общечеченского и общероссийского, но и явление мирового масштаба. Потому что формируется некое сознание, общность, считающая вслед за Р. Кадыровым, что настало время, когда не нужно говорить завуалированно, говорить правду в лицо, в любое время и смело.
В этом есть какая-то спасительная миссия народов, желающих придерживаться своих традиционных ценностей, народов, продолжающих видеть себя и свое будущее на позициях уважения и почтения семейных ценностей. Это народы, которые, не бросаясь в крайности, продолжают нести правильное понимание значения религии для каждого человека и общества в целом.
Рамзан Кадыров, с точки зрения исламского мира, также олицетворяет собой единство, укрепление и защиту его основных ориентиров.
Моя идея заключается в том, чтобы возрождающийся русский человек устами Александра Андреевича Проханова и его сторонников высказал свое отношение к феномену КРА.
У чеченцев появился исторический шанс - запечатлеть себя на общей картине человеческой истории, как народ, дружно последовавший за своим лидером и оставивший великий исторический след в сохранении такого государства, как Россия. В том числе и сохранения религии Ислам, уммы, мира и стабильности на таком перешейке геополитических интересов, как Кавказ.
Необходимо сделать для себя цивилизационный вывод и определиться, к какой силе и мировому силовому центру ты сегодня имеешь отношение: к тому, что все сокрушает, пытаясь строить нечто новое, или к тому, который созидает, пытаясь сохранить опыт предков, опыт предыдущих поколений.
Планируется ли создание регионального отделения Изборского клуба в Чечне?
– Вы знаете, я не ставил таких вопросов перед руководством Изборского клуба. Меня это интересует, честно я вам скажу, не в первую очередь.
Главная задача - посмотреть и послушать то, что скажут коллеги о ситуации, которую мы затрагивали в нашей беседе: о Рамзане Кадырове и о роли чеченского народа. Все остальное – это вопросы организационные. Мы открыты, мы готовы к диалогу.
Пока такого вопроса, как открытие какого-то отделения Изборского клуба на территории Чечни, не стояло.
Забегая вперед, хотелось бы узнать, какие именно рекомендации будут выработаны после заседания?
– Да, итоговый документ в конце встречи будет однозначно. Мы выскажем свою точку зрения. И все-таки, хотелось бы узнать, о каких целях и задачах будет идти речь?
Возникнут ли темы, где состоится обсуждение тех или иных вопросов, касающихся непростой истории чеченского народа?
– В первую очередь, это касается укрепления государства, регенерации общероссийской идеи, формирования общих взглядов на будущее, роли и места русского народа, определение роли чеченского народа и других нерусских этносов.
Нам будет очень интересно соизмерить точку зрения современных идеологов российского имперского духа с теми устремлениями и представлениями, которые сформированы у нас.
И наступило время этого сопоставления: то, к чему мы готовы и то, к чему мы не готовы.
То, что мы готовы сегодня понять, но не совсем готовы принять.
Самый главный посыл заключается в том, что сегодня факт налицо один: наиболее активная и патриотически настроенная часть русского народа хочет рассказать о своей идее в горах российского Северного Кавказа. Мы хотим выслушать этих людей. Разумеется, если у нас возникнут какие-то вопросы из той области, понять и принять, мы обязательно их выскажем, будем дискутировать и корректировать.
Это вопросы, касающиеся, я повторяюсь, предложений, слов и словосочетаний, как "русскость", "имперскость", каким образом сюда вписывается сталинизм.
Вы понимаете, есть аспекты, по поводу которых мы будем настоятельно высказывать свою точку зрения и свое видение. Я думаю, что Изборский клуб- это как раз та площадка, где нет особого какого-то диктата, навязывающего определенное мнение.
По моему твердому убеждению, это сообщество экспертов должно сыграть свою созидательную роль.
На Ваш взгляд, как влияют такого рода мероприятия на формирование положительного имиджа региона в экспертном сообществе?
– Сам факт того, что было изъявлено желание провести на территории Чеченской Республики заседание Изборского клуба, уже свидетельствует о том, что чеченский народ во главе со своим лидером играет довольно уникальную и позитивную роль в нынешней непростой ситуации в истории современной России. Как и раньше, наше участие в таких мероприятиях мы продолжим, контакты будут только развиваться. Опять–таки, на фоне дискуссий, на фоне обсуждения тех или иных точек зрения, на фоне каких-то взаимных уступок и компромиссов. Изборский клуб высказывает свою точку зрения, которая не является незыблемой, а выступает посылом обществу: дает пищу для размышлений, это своего рода сигнал к «мозговому штурму».
Разумеется, мы должны на этот сигнал отвечать и дать понять, что мы как раз не являемся тем аморфным болотом, имеющим свои какие-то национальные вывески, для вывески ради…
Каждый из российских народов является культурно-исторической и в своем роде где-то государствообразующей единицей. Пусть не основной, пусть не титульной, но, тем не менее, единицей, которая имеет свою важность, пользу и все права на равноправие, все права на свою культурно-национальную идентичность.
Мы должны понимать, что идея Русского мира не нивелирует идентичность малых народов. Чем больше говорим об этом, тем больше мы утверждаем принципы равноправия народов, которые находятся вот в этом историческом пространстве, называющемся "Русский мир", постольку поскольку исторически так получилось, что в этом мире, пройдя какие-то испытания и лишения, мы оказались вместе.
Считаю, что именно в условиях Русского мира мы можем сохранять свое национальное и культурное достоинство и менталитет, совершенно спокойно можем сохранять и изучать свою историю, получаем возможность обозначить свою лепту в развитие нашей страны.
В рамках этого цивилизационного феномена чеченцы защищены. И если наш народ попадет в руки евроатлантического мира, все грани этих постулатов будут стерты с лица Земли. Потому что волна постмодернизма, волна абсолютного отрицания национальных и семейных ценностей, совершенно мирно и спокойно, без единого выстрела, сделает нас людьми без Родины, нации и флага. Этносы растворяются в мощных пластах окружающей их среды: вседозволенности, бескультурья, половой распущенности, разврата и Ювенального права, когда, элементарно, родители не могут полноценно воспитывать своих детей на основе своих национальных и религиозных особенностей. В этом океане безнравственности, лжи и лицемерия еще пока никто не устоял.
Принятие Русского мира не означает принятие православия или других русских традиций. Это говорит о том, что их нужно изучать. Тогда случится взаимовыгодное и взаимополезное влияние, уважение друг к другу, когда народы будут между собой соревноваться в том, насколько каждый из них драгоценен с точки зрения культуры, языка, литературы, изобразительного и танцевального искусства, с точки зрения яркости, глубины слова и мысли, приверженности своим религиозным верованиям. Вот здесь и формируется, как говорил Александр Андреевич Проханов, та гармоничная симфония, на которую способны будут народы, научившиеся уважать и чтить друг друга.
– Джамбулат Вахидович, спасибо Вам за архиинтересную и содержательную беседу. Желаю удачи и плодотворной работы.
– Спасибо.
Беседу вёл Ибрагим Эстамиров
www.grozny-inform.ru
Информационное агентство "Грозный-информ"
ГРУЗИЯ. Оппозиция в Грузии хочет создать альтернативный парламент
ГРУЗИЯ. Верхний Ларс все еще закрыт для фур – в очереди почти 1,4 тыс машин
АРМЕНИЯ. Важность мирного договора между Баку и Ереваном отметили в Анкаре
КЧР. Рашид Темрезов: Турпоток в Карачаево-Черкесию ежегодно растет на 15-20%
АРМЕНИЯ. 20-е заседание глав служб безопасности и разведок СНГ стартовало в Москве