ДАЙДЖЕСТ: |
По мнению Р. Трахо, «распространение Ислама в Чечне, Ингушетии, Кабарде и Черкесии, идея единения народов Северного Кавказа и «Газавата» (Священной войны), которая проводилась впоследствии и в Дагестане, исходила впервые от него (шейха Мансура. – З.Б.)».
В.Х. Кажаров подчеркивает, что движение шейха Мансура «способствовало «интенсификации процессов «внутренней» исламизации кабардинского общества». Отмечая «невыгодные для российской администрации элементы исламской трансформации традиционного уклада» в Чечне, которая имела решающее значение в складывании предпосылок для движения шейха Мансура, В.Б. Виноградов проводит прямые параллели с событиями в Кабарде на примере шариатского движения против родовых судов и расправ.
Несмотря на поражения, которые он потерпел в окрестностях Григориополисского редута в Малой Кабарде и под Кизляром, «восстание в Кабарде… принимало все большие и большие размеры; кабардинцы звали Мансура к себе и делали большие приготовления к торжественной встрече пророка. Нетерпеливейшие из его сторонников устремились в начале октября на Наур и на Моздок, но были отражены».
Ближайшим сподвижником шейха Мансура был малокабардинский владелец Дол Мударов, за голову которого русское командование назначило вознаграждение в 200 рублей, тогда как за самого шейха Мансура – 300 рублей. В исторической литературе активными сторонниками Ушурмы называются Касбулат Кильчукин и Исхак Абуков. Последний состоял с шейхом в переписке и в 1785 г. приглашал его в Кабарду для проведения на р. Баксан собрания представителей мусульманских народов Северного Кавказа. (Продолжение в комментариях)
АРМЕНИЯ. Армения несерьезно относится к проблеме изменения климата – Баку
АРМЕНИЯ. Ильхам Алиев: милитаризация Армении угрожает миру на Южном Кавказе
АЗЕРБАЙДЖАН. Ильхам Алиев принял делегацию Палаты представителей США
АЗЕРБАЙДЖАН. Российский наставник передумал покидать азербайджанский футбольный клуб
АЗЕРБАЙДЖАН. День национального возрождения отмечается в Азербайджане