Войско под командованием Катханова было названо Шариатским революционным полком и около его половины осталось в Нальчике для защиты города. Другая же часть полка должна была направиться в Пятигорск, чтобы выполнить обязательства, закрепленные договором, о котором говорилось выше - получить оружие и боеприпасы для Владикавказа. Пятигорск был окружен полукольцом белых отрядов Мистулова, Бичерахова, Кибирова, братьев Агоевых, Серебрякова, Шкуро.Лишь мудрые и бескорыстно служащие своему народу политические деятели окружают себя образованными людьми.
Из Нальчика Шариатский полк вместе с пулеметным взводом Видяйкина по долине Баксана поднялся вверх до селения Гунделен, где они были восторженно встречены балкарским населением, оттуда - горными дорогами дошли до Кармова (ныне - село Каменномостское), где захватили в плен небольшой разведывательный отряд Шкуро. Из Кармова через Зольские пастбища за ночь они дошли до Пятигорска. Это было 26 сентября 1918 года. В Пятигорске Катханов выступал с балкона гостиницы «Бристоль» с яркой речью о готовности кабардинцев защищать Советскую власть.
Северо-Кавказский ЦИК решил объединить Шариатский полк с I внеочередной дивизией XI армии, которая находилась в это время в тяжелом положении. Это объединение получило название I Ударной Шариатской Советской колонны, в состав которой, по словам Созаева, «вошли Кабардинский отряд численностью, вероятно, около 1000-1200 человек и отряд керменистов 150-180 человек, сколько русских было - не помню». Командир I внеочередной дивизии Г. Мироненко (которому впоследствии приписывались все заслуги репрессированного сослуживца) отмечал особые организаторские способности Катханова, как военачальника в их совместных боевых действиях. Шариатская колонна участвовала в боях с отрядами Шкуро в районе Минеральных вод, Кисловодска, Георгиевска.
Реввоенсоветом Северного Кавказа Назиру Катханову был выдан мандат, удостоверяющий, что он является командующим объединенными войсками Нальчикского и Владикавказского округов.
Через две недели после ухода отряда Катханова в Пятигорск Заурбек Даутоков-Серебряков занимает 7 октября Нальчик и восстанавливает здесь власть Нальчикского Окружного и Кабардинского Национального Советов во главе с Таусултаном Шакмановым. Применяя «крутые меры» как в слободе, так и по округу, Даутоков-Серебряков стал наводить порядок, ведя борьбу «по искоренению духа большевизма». Этот террор не прибавил ему популярности среди населения.
2 ноября из Пятигорска выступила I Ударная Шариатская колонна. 9 ноября была взята станица Прохладная, 16 ноября - Нальчик, 23 ноября - Моздок. Даутоков-Серебряков был вынужден отступить из Кабарды в район Кисловодска, а оттуда на Кубань, к Добровольческой армии генерала Деникина.
Белый террор сменился красным. Чрезвычайный комиссар Терской республики Бетал Калмыков обратился к населению округа с воззванием: «Волею Российского пролетариата контрреволюция в области, душившая трудовой народ более 4 месяцев, подавлена… Очищайте свои ряды от контрреволюционеров! Арестовывайте и доставляйте их в Нальчик! Врагам народа нет места среди нас! Пусть в нашем сердце не говорит жалость к ним!» Показательно, что никакие документы и воспоминания не указывают на участие Назира Катханова в репрессивных мероприятиях в те годы.
Как известно, в январе 1919 года Нальчикский округ был захвачен деникинцами, и оккупационный режим продолжался здесь более года.
Даутоков-Серебряков, вернувшийся в Кабарду с деникинцами, становится помощником Правителя по военной части с правами командира отдельной бригады. Он проводит бесконечные экспедиционные рейды по непокорным селениям с карательными целями, снискавшие ему славу жестокого и совершенно беспощадного человека.
В феврале-марте 1919 года Даутоков-Серебряков ведет ожесточенные бои с «балкарскими большевиками» в Черекском, Чегемском, Хуламо-Безенгийском ущельях, в апреле - против мало-кабардинских селений Нижний и Верхний Курп. Вне закона были объявлены все политические противники Даутокова-Серебрякова и члены их семей. Во исполнение его приказов был зарублен во время молитвы и престарелый отец Назира Катханова - Адыльгирей.
Подобные репрессии привели к тому, что в оппозиции к нему оказались члены «горского меджлиса» - правительства Горский республики, находившиеся в изгнании в Тифлисе (в т. ч. Таусултан Шакманов).
1919 год в биографии нашего героя менее всего изучен. Из воспоминаний Григория Мироненко следует, что русская часть Шариатской колонны отступила вместе с XI Армией к Астрахани, а национальные полки остались на Тереке. В представлении Катханова к награждению орденом Красного знамени говорится: «Последние ожесточенные бои в феврале 1919 года происходили в Малой Кабарде и под Владикавказом и длились без перерыва 9 дней, где активное участие принимал тов. Катханов с остатками своих частей. Благодаря значительному превосходству белогвардейцев части Красной армии были разбиты и рассеяны по Ингушетии и Чечне».
В 1919 году в селении Ведено в Чечне священную войну Деникину объявил шейх Узун-Хаджи, бывший когда-то сподвижником Шамиля. Он объявил себя главой Северо-Кавказского эмирства - независимой исламской монархии. В состав его правительства вошли с целью создания единого антиденикинского фронта и большевики. Так, Николай Гикало был назначен командующим 5-ой армии, Хабала Бесланеев - министром внутренних дел, а Назир Катханов сформировал полк из отступивших в Чечню кабардинцев и балкарцев, вошедший в 1-ю армию эмирства, ответственным военачальником которой он был назначен. Кроме того он был своего рода министром внешних связей эмирства.
В конце зимы 1920 года Назир Катханов с несколькими товарищами направляется из Тифлиса в Северную Осетию через Караугомский перевал. В его задачу входит объединение всех сил сопротивления деникинскому режиму - «зеленоармейцев» в Осетии, в Кабарде и Балкарии. И опять имя Катханова в короткие сроки собрало под его зеленое знамя большое количество добровольцев. В то же время в Малую Кабарду из Чечни направляется сводный кабардино-балкарский отряд под командованием Хажумара Карашаева. В Чечне же из всех находившихся там кабардинцев и балкарцев создается Кабардино-Балкарская армия во главе с председателем ревкома Беталом Калмыковым.
Но именно зеленоармейцы Катханова первыми освободили столицу округа - Нальчик. Этому предшествовало взятие ими селений Нижний и Верхний Курп, Акбаш, Урух, Лескен. Тяжелое сражение произошло у сел. Клишбиево (ныне - Нартан), после значительных потерь и временного отступления отряды под командованием Катханова уже 10 марта занимают Нальчик.
Замечательно, что этот период запечатлен хронологически в фольклоре фразой: «Когда Назир вышел из леса».
20 марта в «Воззвании», обращенном к населению, Назир провозгласил Советскую власть и призвал народ к строительству нового справедливого общества.
«Долой национальные религиозные и прочие дрязги, - говорится в «Воззвании», - особенно призываю интеллигенцию к совместной с нами работе… Долой месть! Долой расстрелы! Мы протягиваем руки помощи сторонникам Добрармии, которые отрешатся от всякой провокации. Да здравствует Советская власть, Шариат и Объединение народа!» И подпись: командующий войсками Нальчикского округа Н. Катханов.
Это не полный текст документа, в нем выделены наиболее важные положения. Во-первых, не вошедший в опубликованный в «Сборнике документов по истории борьбы за Советскую власть» текст: предложение о перемирии со вчерашними противниками - солдатами Добровольческой армии Деникина во имя объединения всего народа, что было не совсем обычным в условиях того времени. С одной стороны, этим задевались принципы классовой борьбы, с другой - горские обычаи кровной части, возродившиеся с усилением общественного противостояния.
Второй привлекающий внимание момент в «Воззвании» Катханова - это выделенный им призыв к интеллигенции сотрудничать с Советской властью. Нельзя считать само собой разумеющимся тот факт, что Катханов возлагал на интеллигенцию особые надежды в строительстве нового общества, тогда как далеко не каждый революционер, тем более представитель бесписьменного и, так сказать, «дикого» народа, видел союзника в этой «буржуазной социальной прослойке». Лишь мудрые и бескорыстно служащие своему народу политические деятели окружают себя образованными людьми.
Надежды Катханова на интеллигенцию можно связать с тем фактом, что его мировоззрение формировалось в струе баксанского просветительского движения, основной целью которого было просвещение кабардинского народа, образование на родном языке, подъем общей культуры.
Катханов отлично понимал, что воплощение идеи национального освобождения обернется фикцией, если его народ на деле не получит возможности жить по собственным обычаям и права свободно веровать и молиться. И в продолжение своей религиозно-политической деятельности в сентябре 1920 года он вносит в проект Конституции Горской республики следующие предложения:
«1. Создание шариатских отделов при Комиссариате Юстиции Горской республики и при окружных и сельских исполкомах. (Эти отделы были призваны координировать работу традиционных шариатских судов и различные вопросы, связанные с мусульманским законодательством).
2. Изучение юриспруденции шариата (фикха) наравне со светскими науками.
3. Предоставление избирательного права муллам, показавшим себя революционерами и защитниками интересов трудового народа.
4. Не пропагандировать за религию, не развивать религию и не пропагандировать против нее».
Рассмотрев ряд событий из истории гражданской войны на Тереке, можно сделать некоторые выводы:
1. Катхановский шариат отвечал духовному сознанию самых разных слоев кабардинских и балкарских крестьян, так как в нем нормы шариатского права сочетались с широко распространенными на Северо-Западном и Центральном Кавказе «Хабзэ», впитавшего доисламские верования и обычаи.
2. Идеи ислама были использованы молодыми представителями духовной интеллигенции в борьбе за широкие демократические свободы и высокие просветительские задачи.
3. Нельзя утверждать, что усилия и результаты шариатского движения были бесплодны после окончательного утверждения Советской власти в области. Так, на протяжении 20-х годов в селах функционировали мечети, примечетские школы и шариатские суды, обычай «закята» широко использовался в практике комитетов крестьянской общественной взаимопомощи, духовные лица не лишались избирательных прав, а иногда избирались в сельские Советы.
4. Однако, открытые критические высказывания деятелей шариатского движения в отношении принципов руководства в области, их внутренняя свобода и независимость в суждениях привели в 1928 году к репрессиям против Н. Катханова и его сподвижников.
В качестве предлога для широких репрессивных мероприятий власть воспользовалась «баксанскими событиями» - стихийным крестьянским движением, охватившим летом 1928 года почти все села Кабардино-Балкарии. Направленные против хлебозаготовок крестьянские выступления использовали религиозные лозунги и опирались на авторитет лидеров шариатского движения десятилетней давности.
М. А. Текуева, Нальчик
Вернуться в начало
checheninfo.ru