ЧЕЧНЯ. В Кубани и на Тереке казаки Шкуро любили, он был для них «батькой», который разделял со своими подчиненными все радости и превратности судьбы. Действуя внезапно и решительно, он почти без боя взял центральные станицы отдела – Баталпашинскую и Беломечетинскую. Было сформировано ещё два Хопёрских полка. Вскоре под началом Шкуры снова была дивизия – 7 казачьих и 4 горских полка. Была возрождена знаменитая «волчья сотня» (250 казаков) под началом есаула Георгия Колкова. К середине осени 1918 года шкуринцы контролировали весь Баталпашинский отдел.
Красные вели наступление на отдел Шкуро со стороны Армавира и Минеральных Вод. Вся осень 1918 года прошла в упорных боях. Белый и красный фронты постоянно перемешивались, чередой шли восстания казаков, города и станицы по нескольку раз переходили из рук в руки. В том же Баталпашинском отделе власть в станицах менялась по 5–6 раз. Постепенно белоказаки взяли вверх, оттеснив противника за пределы Кубанской области в голые степи Ставрополья и на Терек. 15 сентября войска Шкуро заняли Кисловодск, захватив в плен 3 тыс. человек. Была установлена связь с восставшими терцами полковника Агоева (будущий командир Терской дивизии в корпусе Шкуро). Финансовая комиссия выпустила даже свои деньги, которые ходили по Минераловодскому району.
В конце сентября 1918 года пошла в контрнаступление Красная 9-я армия. Красные наступали на Кисловодск со стороны Ессентуков. Шкуро отступил в родные станицы. Возникла нехватка боеприпасов, снаряжения. В начале октября красные отбили Ставрополь, угрожая Невинномысской и Армавиру. Отряды Шкуро были усилены 1-й Кубанской дивизией генерала Покровского, с которой прибыли необходимые боеприпасы. В конце 1918 года Красная 9-я армия была разгромлена, её остатки откатились на Святой Крест, в астраханские степи. Огромные потери обе стороны несли от страшной эпидемии тифа. Белогвардейцы одержали стратегическую победу на Северном Кавказе.
Шкуро и Покровский были приглашены на заседания Кубанской рады в Екатеринодар. Деникин произвёл Шкуро в генерал-майоры, а Кубанская рада наградила орденом Спасения Кубани 1-й степени.
В декабре 1918 года Шкуро вернулся на фронт. Часть 9-й армии, объединившись с «красными» горцами, создала 12-ю армию, которая укрепилась в Терской области. Красные начали новое наступление на Кисловодск и пробились в Баталпашинский отдел, захватили Баталпашинскую и Бекешевскую. Шкуро организовал контрнаступление и отбросил противника. Шкуринцы развили наступление, захватили бронепоезд и в новогоднюю ночь ворвались в Ессентуки. 6 января на плечах отступающего противника казаки ворвались в Пятигорск. На основе Терской области формируются новые части: пластунская бригада, 3 полка составил Сунженский отдел, из кабардинцев организовали бригаду.
В январе-феврале 1919 года казаки Шкуро вели упорные бои в Чечне и Ингушетии. В конце января шкуринцы захватили Владикавказ, а пластуны генерала Геймана – Назрань. Остатки Красной 12-й армии отходят в сторону Грузии и дальше в горы. К началу марта горцы признали власть Деникина. Северный Кавказ стал тыловой базой армии Деникина.
14 февраля 1920 года Шкуро получил отставку, Кубанскую армию возглавил Улагай. Шкуро поехал в Екатеринодар, пытался поднять на борьбу Баталпашинский и Кавказский отделы, но казаки остались равнодушны к его призывам. Забрав из Кисловодска семью, он прибыл в Новороссийск, затем эвакуировался в Крым.