ЧЕЧНЯ. О происхождении казаков на Кавказе имеются противоположные мнения. Одни считают их потомками волжских казаков, а также новгородцев и рязанцев, другие – предками волжских казаков, изначально живших на Кавказе со времен Мстислава Удалого (XI век). Тем не менее, первые поселенцы-казаки, появились на Тереке лишь в первой половине XVI века, когда казацкие городки казаков-переселенцев с Дона, Волги и Хопра расположились на правобережье Терека «на гребнях» восточных и северных склонов Терского хребта, откуда и пошло их название - гребенские казаки.
Ко второй половине XVI века относятся и первые письменные свидетельства русских властей о контактах с чеченцами. Так, в 1570-е годы один из крупнейших чеченских владетелей князь Ших-мурза Окоцкий (Аккинский) установил связи с Москвой и в Москву прибыло первое чеченское посольство и Фёдор I Иоаннович издал соответствующую грамоту.
Первоначально казачье население Кавказа было представлено только вольницей – людьми, не признававшими себя подданными какого-либо государства, но с XVII в. все больше становится казаков на русской царской службе, переселявшихся в Предкавказье по указу царя. После закрепощения крестьян приток казачьих поселенцев на Кавказ усилился за счет беглых крепостных.
Первые поселения казаков непосредственно в Чечне были отмечены на правом берегу Терека невдалеке от станицы Горячеисточненской, где проживали чеченцы. Появившись на Тереке, вольные люди стали создавать городки, а позже станицы. Ранее других образовались два городка – Червлённый (в 1567 году) и Щедринский (в 1569 году). Позже образовались и другие городки, которые в начале XVIII века были перенесены на левый берег Терека.
Уклад казаков во многом формировался под влиянием соседей - чеченцев, и других жителей гор. Например, казачьи избы были схожи внутренним устройством и убранством с горской саклей. Лев Толстой, проводя в Чечне юношеские годы, писал, что гребенские казаки «устраивают свои жилища по чеченскому обычаю». Многие казаки были кунаками чеченцев. Они гордились этой дружбой и оставались верны ей из поколения в поколение. Понятие «куначество, изначально связанное с обычаем гостеприимства (от тюркского слова «кунак» – гость), со временем стало обозначать понятие, больше близкое по значению к «другу», «побратиму». Казаки и горцы нередко встречались и вместе решали проблемы взаимоотношений между родами, семьями, экономические и культурные вопросы. Совместное проведение национальных, религиозных, семейных праздников, свадеб, вообще, стало обыденностью. Даже многолетняя Кавказская война не стала препятствием для побратимства.
К слову, казаки не забывали своих друзей из ингушей и чеченцев, когда те находились в депортации. По возвращении из мест ссылки принимали их как братьев и делали все возможное, чтобы приютить семьи на своем подворье.