Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Хурриты


Просмотров: 8 125Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
5.

Следовательно, город Тил-Гаримме был заселен людьми, захваченными в предыдущих походах. Посмотрим, откуда могли быть приведены эти невольные переселенцы.


Из предыдущего мы видели, что пленники, чья численность была бы достаточна для заселения города Тил-Гаримме, захватывались ассирийцами лишь в походах 719, 717 и 715 годов. Но пленники похода 715 года исключаются, потому что Саргон II уточняет, что угнал их в Сирию и поселил в Дамаске. Остаются жители пяти маннейских городов (в том числе Дурдукки), захваченные в походе 719 года, и те 4200 человек, захваченные в набегах на Манну в 715 году. Таким образом, выясняется, что опустошенный ассирийцами от своих жителей город Тил-Гаримме был в 712 году заново заселен пленниками из Манны.


6.


Коснемся вкратце вопроса о том, кем в этническом отношении являлись маннейцы, в том числе и жители Дурдукки. Не будем упускать из виду, что через много столетий название этого города стало связываться с вайнахами.


Все необходимые нам сведения содержатся в объемном труде ученого-востоковеда Г.А.Меликишвили «Некоторые вопросы истории Маннейского царства» (ВДИ, 1949 г.№1). Этим трудом мы и будем пользоваться.


Манна была одной из тех древних стран, что входили в обширный круг «стран Наири». Более того, Маннейское царство «в продолжение IX-VIII вв. до н.э. представляло самое значительное политическое объединение после Урарту среди «стран Наири», а начиная с конца VIII в., когда Урарту значительно ослабело, Манна, по-видимому, становится самой значительной силой в области Наири».

То, что Манна входила в круг «стран Наири» является прямым свидетельством того, что она была населена (как и Урарту) хурритами. Географический термин «Наири» являлся у ассирийцев общим обозначением территорий, расположенных к северу от их страны и населенных с глубокой древности различными хурритскими племенами. В обзорной монографии Г.А.Меликишвили «Наири-Урарту» (Тбилиси, 1954 г.) отмечается, что название Наири проникло в ассирийский язык как переогласовка древнейшего названия хурритской империи Митанни – Нахриа, Нахарина.


Г.А.Меликишвили, Б.Б.Пиотровский, И.М.Дьяконов и другие крупные ученые-востоковеды прямо пишут в своих трудах, что маннейцы – это хурриты. Это нам и нужно было выяснить для дальнейших сопоставлений.


7.


Вспомним снова родословную дурдзуков в «Картлис Цховреба»: Ной – Яфет – Таршис – Таргамос – Кавкас – Дурдзук. Получается, что между Ноем и Дурдзуком лежит четыре поколений этнархов, в числе которых назван и Таргамос, отец непосредственно Кавкаса – эпонима нахов. Кто такой Таргамос?


Этот Таргамос упоминается в Библии, в так называемой «Таблице народов», являясь, как и в грузинских летописях, внуком Яфета (Бытие, 10:3). Правда, в Библии имяэтого персонажа звучит как Торгама.


Интересно, что в Библии названия Урарту (Арарат), Манна (Мини) и Таргамос (Торгама) упоминаются в одном блоке, как обозначение стран с родственным населением, и тут всплывает один очень любопытный для нас факт: названием Торгама в Библии обозначен город, который в ассирийских текстах носил уже известное нам название Тил-Гаримме. Об этом пишет ученый-востоковед И.М.Дьяконов («Ассиро-вавилонские источники по истории Урарту», ВДИ, 1951 г., №2).


Жители маннейской (хурритской) крепости Дурдукки были в конце VIII века до н.э переселены ассирийцами в город Тил-Гаримме (Торгама); дурдзуки в грузинских летописях названы потомками Таргамоса. Мы видим две независимые цепочки данных. Одна из них связывает жителей Дурдукки (дурдуккийцев) с городом Торгама (Тил-Гаримме), а вторая – дурдзуков с родоначальником Таргамосом. Здесь редкий случай, когда реальная история подтверждает легенду.


В данной статье мы попытались обрисовать путь части хурритов (дурдуккийцев из Манны) в Торгаму. В одной из будущих статей мы надеемся описать путь дурдуккийцев из Торгамы на Центральный Кавказ, где они фиксируются письменными источниками по крайней мере с IV века новой эры, являясь предками вайнахов. Теперь же нам остается выяснить, что обозначает название города Дурдукки.


8.


Древнегреческие авторы (в частности, Геродот) перечисляют семь самых знаменитых мудрецов древних эпох. Пятеро из них – греки (и среди них реально существовавший Солон, афинский реформатор VI века до н.э.). Есть и двое «иностранцев». Один из них – скиф Анахарсис. Второй – житель Манны, хуррит Дейока. Иногда его имя писалось как Деуйокка, Деюкка. Все варианты этого имени можно найти у В.В.Латышева в «Известиях древних писателей о Скифии и Кавказе». Некоторые ученые полагают, что Дейокка (Деуйокка) был известным в древнем мире маннейским царем.


Слово «дур» широко известно на древнем Ближнем Востоке и означает «крепость». Это слово использовали при составлении названий шумеры, ассирийцы, урартийцы, эламиты и малоазийские греки (город Дур-Европос). Таким образом, название маннейской крепости Дурдукки (Дур-Дейокка) означает буквально «Крепость Дейокки», составленное по тому же типу, что и названия Дур-Шаруккин («Крепость Саргона»), Дур-Куригальзу (Крепость Куригальзу) и т.д. Таково, по нашему мнению, происхождение этнонима дурдзуки.


В начало


checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"