Исследователи определили, как во сне происходит усваивание визуальной информации, которую человек получил в течение дня. Для этого его мозгом используются сигма-ритмы. Ученые представили доклад об этом на специализированной конференции, которая проводилась Обществом нейронауки в США. Группа ученых под руководством Такео Ватанабе (Takeo Watanabe), работавшая в университете Брауна, провела исследование, объяснившее механизм усваивания информации о новоприобретенных моторных навыках человека. Для проведения серии тестов было привлеченной 15 добровольцев. На первом этапе у них была измерена интенсивность мозговых колебаний в состоянии покоя, когда они спали. После этого им предложили некоторое количество заданий, связанных с моторикой рук, например, сыграть на фортепиано или напечатать текст на клавиатуре.
После этого часть добровольцев отправили спать на протяжении трех часов, пока остальные бодрствовали, причем в это время у всех них снова замеряли колебания головного мозга. Ученых заинтересовал факт наличия дельта- и сигма-ритмов во время медленной фазы сна, поскольку раньше считалось, что в этом состоянии подобные волны практически никогда не возникают. Анализируя тест, эксперты пришли к выводу, что именно эти ритмы ответственны за обработку и усвоение информации о полученных моторных навыках. На следующем этапе эксперимента они решили разобраться, как мозг воспринимает и усваивает визуальные образы. Они снова отобрали 15 человек и показали им серию рисунков, на которых было предложено найти «отклонения» в последовательности изображенных линий. При этом они снова измеряли интенсивность мозговых колебаний во время сна до и после выполнения поставленного задания. Специалисты увидели, что у всех добровольцев, после сна увеличилась амплитуда сигма-колебаний. При этом, чем больше человек старался, тем сильнее был этот процесс. При этом зафиксированных ранее дельта-колебаний ученые не увидели вовсе. Из этого был сделан вывод, что эти два типа колебаний выполняют разные функции. Сигма-колебания обеспечивают работу определенных областей мозга, а дельта-колебания за связь между этими областями. В дальнейшем Вантабе с коллегами планирует провести серию исследований, которые покажут, какие именно связи между областями головного мозга нужно наладить, чтобы улучшить запоминание информации. А так же полностью разобраться в механизмах ее усваивания.