ДАЙДЖЕСТ: |
Филармония была открыта в 1936 году. Она стала настоящим музыкальным очагом в республике. Одним из главных достижений филармонии было исполнение произведений чечено-ингушской музыки в обработке советских композиторов. В 1928 году при филармонии был создан симфонический оркестр.
Ценным вкладом в музыкальную культуру чеченцев и ингушей явились произведения русских советских композиторов, созданные на основе чечено-ингушского фольклора: «Чеченская сюита» А.А. Давиденко, «Джигитовка» М.В. Коваля, «Сюита для струнного квартета на чечено-ингушские темы» Н. Речменского.
Заслуженный артист ЧИАССР А. Халебский написал сюиту на чечено-ингушские темы для симфонического оркестра и многочисленные хоровые сочинения. Он также сделал отдельные записи и обработки песен и танцев.
До Октябрьской революции Чечня не имела своей филармонии. К тому же, было ограниченное число музыкальных инструментов, которыми пользовались вайнахи – это дечиг-пондар, Iад хьокху пондар, кехат-пондар.
Свое горе и страдание, связанное с беспрерывными войнами с царской Россией, чеченцы воспевали в илли, эшарш и назмаш. Назмы имели религиозный характер, обычно их исполняла мужская группа, собравшаяся у кого-нибудь по случаю торжества или похоронного процесса.
Среди чеченцев существовали свадебные народные обряды, выступления музыкантов, певцов и танцоров, которых можно рассматривать как элементы театрального искусства. Развитие такого искусства не имело планомерный характер, оно развивалось стихийно.
Культурная революция, прокатившаяся по всей стране, дала людям образование, просвещение, расцвет науки, создала народную интеллигенцию, сохранила и преумножила ценности мировой культуры.
На основе коллективов художественной самодеятельности при национальном театре, на базе музыкальной студии и оркестра народных инструментов по инициативе директора коллектива Г.Х. Менурнова в 1936 году был создан «Чечено-Ингушский ансамбль песни, музыки и пляски». Художественным руководителем и главным дирижером был Заслуженный деятель искусства Казахской ССР Л.М. Шаргородский.
Филармония внесла огромный вклад в развитие музыкальной культуры чеченского народа. Так, Государственная филармония, состоящая в основном из талантливых участников художественной самодеятельности, вырос в художественно полноценный профессиональный коллектив. В результате упорной работы филармония подготовила интересные, разнообразные программы.
С самого начала существования филармонии в июле 1936 года впервые был организован симфонический оркестр под управлением преподавателя музыкального училища, талантливого музыканта и хорошего организатора Д. Беслера. Кроме того, из участников оркестра был организован струнный квартет, эстрадные группы, которого обслуживали районы республики. На тот период художественным руководителем симфонического оркестра был Заслуженный деятель искусств Чечено-Ингушской АССР Валерий Раевский. Вторым дирижером в эти годы работала Лилия Яндиева, Заслуженная артистка ЧИАССР. А в 1990-1995 годах главным дирижером был Народный артист ЧИАССР Алаш Эдисултанов.
Помимо перечисленных произведений в сопровождении симфонического оркестра исполнялись поэма Умара Бексултанова «Легенда гор», а также «Чечено-Ингушская мелодия» Н.С. Речменского.
У чеченского народа во все времена были прекрасные мастера искусств - исполнители танцев, исполнители народной, эстрадной и классической музыки. Это Народный артист СССР Махмуд Эсамбаев, Заслуженная артистка РСФСР Марьям Айдамирова, которая была первой и самой яркой звездой чеченской песни. Валид Дагаев - Народный артист РСФСР, Народные артисты Чечено-Ингушской АССР Султан Магомедов, Шита Эдисултанов и другие.
С 1969 по 1974-й год в филармонии под руководством Марьям Айдамировой была создана эстрадная группа «Шовда». В ее состав входили: Петимат Махмудова, Зулай Сардалова, Султан Магомедов, Шита Эдисултанов, Мовлади Шабазов, Валид Дагаев, Альви Дениев и Умар Димаев.
В 1972 году руководителем коллектива был Зайнди Чергезбиев. В том же году художественным руководителем филармонии стал композитор Саид Димаев, а директором филармонии - Николай Кирякович Аманатиди.
Конец 80-х для филармонии был особенно плодотворным. На ее афишах появились новые имена одаренных артистов: Тамары Дадашевой, Зелимхана Дудаева, Апти Далхадова, Марем Ташаевой, Рамзана Даудова, Ислама Гельгоева и других. Вокруг этих артистов было создано несколько народных коллективов. Выступления ансамбля «Синтар» с участием Тамары Дадашевой, ВИА «Ичкерия» с участием Апти Далхадова и Марьям Ташаевой пользовались неизменным успехом не только в республике, но и за ее пределами.
Очень самобытным был коллектив «Зама», который создал молодой композитор Али Димаев. Солистами этого ансамбля были Амарбек Димаев и Лиза Ахматова. Репертуар ансамбля был очень насыщенным и интересным, и сразу завоевал сердца слушателей.
В 1973-1985 годах работала группа «Играй, мой баян». Ее художественным руководителем был Заслуженный артист ЧИАССР Иван Жуков. В коллективе участвовали Раиса Кошелева, Валентина Шилова, Раиса Забродкина, Альви Мазаев, Джабраил Хангошвили и другие.
В эти же годы в филармонии работала мобильная группа, состоящая из популярных артистов: Марьям Айдамировой, гитариста Шамхана Кушалиева и ведущего программы Владимира Кичикова.
В 1980-х годах от Госфилармонии ЧИАССР работали ведущие эстрадные артисты России, Заслуженные артисты Чечено-Ингушской АССР Юрий Антонов, Александр Барыкин, Ирина Понаровская.
С 1979 года существует коллектив «Илли». Его первым художественным руководителем был Народный артист республики Шита Эдисултанов, а роль музыкального руководителя выполнял Имран Усманов. В состав коллектива входили: Магомед Ясаев, Ильяс Абдулкаримов, Султан Пашаев, Камалди Гамбулатов, Сулейман Токкаев, Магомед Ужахов, Билухажи Дидигов, Рамзан Чакараев, Маьлх-Аьзни Азиева, сестры Малика и Аймани Айдамирова, а ведущим был Михаил Паталов.
Деятельность ансамбля «Илли», которая в одно время была прекращена, снова возобновилась с приходом выпускника консерватории, певца классического репертуара Зайнди Хасанова. Он собрал новый состав вокально-фольклорного коллектива, который состоял не только из певцов и музыкантов, но и из фольклорно-танцевальной группы, которой руководил балетмейстер Саид-Эмин Януркаев. Завоевав уважение у населения, ансамбль «Илли» просуществовал много лет, но военные действия в Чечне парализовали деятельность Госфилармонии, и в связи с этим работа была приостановлена.
Многие артисты вынуждены были покинуть республику. И до сегодняшнего дня немногим из них удалось вернуться в республику.
Непросто было артистам Госфилармонии начинать работу в послевоенные годы. Здание Госфилармонии было разрушено, под руинами оказался театрально-концертный зал, сад имени 1-го мая, где проводились репетиции и концерты. Творческие коллективы филармонии лишились не только всех очагов культуры, но и музыкальных инструментов, сценических костюмов, транспорта.
Трудно приходилось руководству филармонии возрождать искусство. Надо было начинать все сначала. Местом для репетиций на первых порах стала квартира директора Госфилармонии М. Хомдиева. Непросто было обеспечивать артистов необходимыми костюмами, музыкальными инструментами, организовывать дружеские гастрольные поездки в различные города России.
Вскоре возрождение национальной культуры приняло планомерный характер. В Госфилармонии заработали творческие коллективы: мужской фольклорный ансамбль «Илли», «Жовхар», «Безаман аз», «Раяна», «Экспансия», «Ламанхой» и вновь созданный оркестр народных инструментов.
За последние годы в филармонии идет усиленная работа по возрождению музыкальной культуры республики. Артисты часто обновляют и репертуары, и концертные программы, которые отвечают требованиям сегодняшнего дня.
О заслугах творческого коллектива говорит и тот факт, что за большие успехи по пропаганде музыкальной культуры и искусства среди населения республики многие артисты Госфилармонии удостоены почетных званий Чеченской Республики. Среди народные артисты Чеченской Республики Марем Ташаева, Макка Межиева, Зелимхан Дудаев, Имран Усманов, а также заслуженные артисты Чеченской Республики Кузани Абдурашидова, Таус Мусаева, Бислан Суипов, Зина Анасова, Малика Юнусова, Тоита Исраилова, Ваха Сааев.
В 2006 году при Госфилармонии из числа местных музыкантов создан оркестр народных инструментов. За короткий срок создается совершенно новая программа. И через три месяца первым среди творческих инструментальных ансамблей в концертном зале проходит сольный концерт оркестра.
Все это дает нам полное право утверждать, что коллективы Госфилармонии с каждым годом укрепляют свои позиции и работают на высоком уровне.
Официальный сайт: www.filarmoniachr.ru/
Электронный адрес: gosfilarmonia@mail.ru
ВОЛГОГРАД. В области появилась дорога между селами Лозное и Большая Ивановка
Ели в Ингушетии попали под особый контроль перед Новым годом
СТАВРОПОЛЬЕ. На невинномысской трассе появились указатели к Солдатскому Привалу
КЧР. Рашид Темрезов: В Карачаево-Черкесии появилась четвертая модельная библиотека