ДАЙДЖЕСТ: |
Музыка чеченцев и ингушей имеет много общего. Для образцов музыкального народного творчества характерны диатонический склад, сопоставление гармоний соседних ступеней, кварто-квинтовые и секундо-квинтовые созвучия, 2- и 3-голосие в хоровых и инструментальных произведениях. Хроматизмы и увеличенные секунды в мелодиях отсутствуют. Ритмика остра, часто встречаются смена размеров и чередование триолей с чётным ритмическим делением, особенно в танцевальных мелодиях (излюбленный танец — лезгинка).
Народные мелодии отличаются разнообразием жанров. Это героико-эпические песни — илли, иллеш (часто в форме речитатива), исполняемые мужчинами. К хоровым песням мужчин относится назма (обычно 2- и 3-голосные); к лирическим женским и девичьим — эшарш, халхаран йиш, имеющие много местных вариантов. Среди инструментальных наигрышей — ладуга йиш. Народные инструменты: дечк-пондур (струнно-щипковый), атух-пондур (струнно-смычковый); духовые — шедаг (свирель), зурна, маа (из рога); ударные — вота (двухсторонний барабан), жиргиа (бубен); цузам (из гусиного пера со скрипучим звуком); широкое распространение получила восточная гармоника. Пропагандистом народной музыки в начале 20 в. был Абдул Муслим Магометович Магомаев; на основе чеченских мелодий он создал ряд произведений.
После Октябрьской революции 1917 активизировалась работа по записи музыкального фольклора, в 1918 был опубликован сборник «Из чеченских песен» А. Шерипова. В 1920-е гг. музыкальное творчество чеченцев и ингушей изучали А. А. Давиденко и Е. А. Колесников. Значительную работу по пропаганде фольклора провели композиторы-мелодисты В. Ш. Дагаев, А. Э. Хамхоев, С. Л. Магомедов, С. Ц. Цугаев, а также А. И. Александров. Среди народных музыкантов — гармонисты У. Димаев, Е. Ганукаева, ашуги Б. Сулейманов, И. Батаев, И. Цицкиев. Большой вклад в собирание чеченского музыкального фольклора внёс композитор и дирижёр, один из зачинателей профессионального музыкального искусства республики Г. Х. Мепурнов, который на основе народного материала написал «Поэму о Шерипове», «Фантазию на чечено-ингушские темы», музыку к ряду спектаклей Чечено-Ингушского драматического театра им. Х. Нурадилова. Мепурнов активно участвовал в организации музыкального училища (1936) и оркестра реконструированных народных инструментов (1935).
Популярность получили произведения У. А. Бексултанова: симфония «За власть Советов» (1967), симфонические поэмы «Сказание гор» (1963), «Гомар» (1966), концерт для фортепиано с оркестром (1973), «Вайнахские эскизы» (1974). В области вокальной и камерно-инструментальной музыки работает С. У. Димаев, эстрадной музыки — А. М. Шахбулатов. На основе чечено-ингушского фольклора ряд произведений создали Давиденко, Н. С. Речменский, М. В. Коваль, С. Н. Ряузов, Ю. С. Бирюков, О. Б. Фельцман, Л. И. Кулиев и др.
Среди исполнителей: заслуженные артисты РСФСР М. А. Айдамирова, В. Ш. Дагаев, А. Э. Хамхоев; народный артист СССР М. А. Эсамбаев (народные танцы).
В республике работают (1977): филармония (1938), симфонический оркестр филармонии (1939), ансамбль танца «Вайнах» (1939), Дом народного творчества (1938), музыкальное училище (1936, Грозный), Республиканское культурно-просветительское училище (1961), 31 детская музыкальное школа.
В. А. и С. В. Татаевы.
(Из книги "Чечено-Ингушская Автономная Советская Социалистическая Республика")
![]() |
ГРУЗИЯ. Дипломаты РФ в Грузии почтили память павших героев ВОВ
ЧЕЧНЯ. Высшие награды спецназа «Ахмат» вручили духовенству и бойцам в преддверии 80-летия Победы
ЧЕЧНЯ. Чечня на подъеме: инвестиции в миллиардах и тысячи новых рабочих мест