ДАЙДЖЕСТ: |
В чеченском песенно-поэтическом творчестве существует несколько классификационных жанров:
1. Йиш, эшар -лирическая пес¬ня, которую обычно исполняет девушка, подыгрывая себе на каком - либо инструменте.
2. Зурма - хоровая лирическая песня с инструментальным сопровождением или без него.
З. Назма - мужская хоровая песня поучительного или религиозного характера, исполняемая с музы¬кальным сопровождением или без него.
4. Тийжар - плачи, исполняемые женщинами.
5. Илли - героико-исторические песни -поэмы, баллады исполняемые как правило мужчиной с подыгрыванием себе на каком-нибудь инструменте.
Выражение восходит к последнему в этом ряду. Дело в том, что "илли" не пелись, а говорились речитативом (олуш хилла), причем только представителями мужского пола. Женщины, напротив, пели, а не сказывали.
Вот как пишет о манере исполнения "илли" извест¬ный русский этнограф Л. . Семенов: "Чеченец не пел, а только гово¬рил в тон балалайки. Это было вроде нашего речитатива. Каждая строфа кончалась долгим и быстрым перебором струн". (Семенов. Л. "Ин¬гушская и чеченская словесность". Известия ЧИНИИИЯЛ т.1 вып. З Литературоведение. Грсзн. 1959 с 182-183).
Илли обычно исполнялись под аккапонемент дечиг-пандура (струнный инструмент), либо народ¬ной разновидности скрипки (ч1ондарг, 1ад хьокху пондур). Позднее илли стали исполняться под аккампонемент гармони и баллалайки. Именно на этом этапе данная лексическая единица /илли/ приобрела еще одно значение - песня вообще.
Выражение употребляется в значении "исполнить песню мужчиной".
Пример употребления:
Илли аьлла воллушехь, пондаран мукъам хелхаран эшаре берзи Гадас .... (М .Ахмадов. Маьрк1ажехь дитташ.)
Л. Гудаев
АБХАЗИЯ. Сколько мандаринов и фейхоа из Абхазии ввезли в Россию?
Ю.ОСЕТИЯ. Саммит G20. Протесты в Грузии и Абхазии. Ядерная война близко?
ВОЛГОГРАД. В области появилась дорога между селами Лозное и Большая Ивановка
Ели в Ингушетии попали под особый контроль перед Новым годом