ДАЙДЖЕСТ: |
В последнее время часто говорят о сегодняшней молодежи. Какая она? Чем живет? О чем мечтает? ... Недавно Комитета Правительства Чеченской Республики по делам молодёжи отметил почетными грамотами «Гордость чеченской молодежи» талантливую молодежь. Такая награда обязывает ко многому. «За вклад в укрепление гражданского общества и формирования установок толерантного сознания среди молодого поколения Чеченской Республики» — такова формулировка. Награжден ею был и ведущий мастер легендарного, известного во всем мире Государственного ансамбля танца «Вайнах», участник и призер многих всероссийских и международных конкурсов Хадис Музакаев.
В свои девятнадцать лет (родился 11 ноября 1988 года) Хадис уже профессиональный артист и исполняет ряд ведущих хореографических партий. И это не смотря на все трудности, выпавшие на долю его и его поколения. За десять лет среднего образования ему пришлось сменить несколько школ. Лихолетье военного времени не сломило его. Начиная с девяти лет, в составе государственного детского ансамбля песни и танца «Даймохк» он гастролировал по разным странам Европы. Руководитель детского коллектива, заслуженный артист РФ Рамзан Ахмадов, вспоминая о своем любимом воспитаннике, рассказывает: «Ко мне в ансамбль пришел мальчик, стройный, красивый, идеального телосложения, с прекрасным музыкальным слухом, с хорошей пластикой. Это было и не удивительно, ведь Хадис из семьи профессиональных танцоров и хореографов (Музакаевых и Дидиговых), известных не только в республике, но и далеко за её пределами. С детства его окружала аура искусства. От Хадиса я всегда требовал больше, чем от других ребят, потому что его возможности и потенциал виден был невооруженным взглядом. Он талантлив, это дано ему природой. Работа его на пальцах удивляла и поражала. Ему близок лирический план, он хорошо владеет техникой верчения.
Помимо профессиональных качеств у Хадиса много человеческих достоинств. В нем сильно развито чувство сопереживания ближнему, он ответственен, вместе с этим очень легко вливается в любой коллектив, общителен, открыт». Талант Хадиса многогранен. Во время длительных поездок за рубеж на гастроли Хадис никогда не терял времени зря. В одну из таких поездок, ещё маленьким мальчиком Хадис стал интересоваться у музыкантов оркестра , который всегда сопровождал ансамбль, игрой на национальных инструментах. В итоге практически самостоятельно научился играть на дечиг пондуре, барабане.
«Артист танцевального жанра не имеет право разбрасываться временем. У танцоров очень короткий век. Поэтому этот период надо использовать по максимуму, чтобы получить творческое удовлетворение». Это жизненное кредо Хадиса. Он бережёт свое время. И этот не раз ему помогало в жизни. Все те знания, которые он получал и искал, потом применялись и становились необходимыми. Так случилось и в 2005 году в Ростове, где Хадис принимал участие в конкурсном фестивале. За два часа до выступления обнаружилось, что диск с музыкой забыли дома. Надо было как-то выходить из положения. И он, как и подобает истинному горцу, не растерялся. Нет музыки, но есть барабан. В постановке танца на помощь пришли, так сказать, гены. Так и родился танец с барабанами. Исполнил его на «ура». Итог — первое место в конкурсе.
По признанию самого Хадиса, его родные были категорически против того, чтобы он пошел по их стопам. Да это и понятно: жизнь артиста нелегка — изнуряющие репетиции, постоянные гастроли. И все же после нескольких лет занятий и работы в ансамбле «Даймохк», где он получил прекрасную практическую подготовку, и смог окунуться в настоящую жизнь артистов, ему удалось убедить родителей в том, что танец — это его призвание. Именно тогда Хадис стал посещать танцевальную студию, созданную при государственном ансамбле Республики Ингушетия его отцом, Народным артистом РФ, известным хореографом Дикалу Музакаевым (ныне министр культуры ЧР). Здесь он получил те теоретические знания о философии танца, о его значении и воздействии, без которых невозможно стать настоящим мастером танцевального искусства.
«Танец представляет собой глубокое проявление национального духа, характер народа: в танце никого нельзя обмануть, здесь все на виду, в нем просвечивает самое сокровенное. Танец в наибольшей мере способен вызвать чувство взаимного доверия и уважения между людьми всех этносов. Искусство танца — самое благородное для формирования у людей чувства взаимного восхищения, доброжелательства, дружбы, воспитания в духе интернационализма», — говорил его отец. Здесь нет мелочей. Важно все: ход, позиция рук, манера двигаться, характер танца, умение вести себя на сцене, выходить к зрителю, благодарить его за внимание, умение создавать сценический образ, — одним словом «азы теории». И еще самое главное, что усвоил Хадис из отцовских уроков, чтобы танцы, исполняемые на сцене, могли говорить и передавать исцеляющую энергетику зрителям, нужна воля и любовь к своему делу. Только это сможет питать энергию артиста, тем более танцора, который посредством танца должен передать душу народа.
Возвращаясь к логическому изложению его жизненного пути, следует все-таки добавить, что в 2006 году Хадис окончил школу в родном Грозном. И здесь же в Грозном поступил в Чеченский Государственный университет на филологический факультет, специальность — театральное искусство. Параллельно он поступает и в Северо-Кавказский институт искусств в Нальчике на факультет хореографии.
- Первая моя мечта сбылась, я стану профессиональным хореографом, — радостно поделился Хадис.
На вопрос, а «какая же вторая?», он, сначала задумался, а потом эмоционально стал говорить о культуре чеченского народа, о танце.
- Я мечтаю создать танцевальную школу, где можно было бы обучать детей танцевать профессионально. На самом деле, сегодняшний состав ансамбля «Вайнах», это танцоры, ни один из которых не обучался в танцевальной школе. И все же, несмотря на это, на протяжении нескольких десятков лет «Вайнаху» рукоплещут в разных городах мира. Имея такой потенциал, почему бы по примеру других регионов не создать свою танцевальную школу. Мы бы могли добиться большего. Ведь танец, особенно народный танец — есть неотъемлемая часть чеченской культуры. А артисты ансамбля должны дарить людям радость, утверждая идеалы высокой культуры и духовности », — закончил Хадис.
Слушая юношу, который делился своим сокровенным, в памяти вдруг возник образ танцующей пары. Это исполнение лирического парного танца Хадиса Музакаева вместе со своей партнершей. Сколько стати, изящества, артистизма в сочетании с техникой ходьбы на пальцах, умением вести партнершу, быть на втором плане, но в то же время завораживать зрителей своим мастерством. И это в 19 лет.
А танец «Под небом вайнахов»! Столько энергетического заряда, столько мощи в создании этого произведения искусств, которое требует необычайной физической выносливости и спортивной подготовки.
А потом я невольно поймала себя на мысли, что с таким творческим потенциалом, который есть у чеченского народа, мы многого добьёмся.
Ведь этот талантливый юноша в свои девятнадцать выполняет долг настоящего артиста, который заключается в том, чтобы сеять в душах людей доброе, вечное.
Зара Амхадова
Мобильный трафик и бесплатные антидетект-браузеры: что нужно знать
ИНГУШЕТИЯ. В Ингушетии объявили победителей конкурса «Спаси Грута»
АБХАЗИЯ. Москва рассчитывает на сохранение союзнических отношений с Абхазией
ИНГУШЕТИЯ. Антимонопольщики Ингушетии оштрафовали онкодиспансер за задержку оплаты лекарств
АБХАЗИЯ. Бжания усомнился в искренности симпатий Саломе Зурабишвили к абхазской оппозиции