ДАЙДЖЕСТ: |
Федеральный Закон «О полиции» полностью исключил формулировку отношений полиции и населения как оказание услуг по охране, и, тем более, подотчётность правоохранителей населению в этих вопросах. В результате чего полиция стала полностью независима от населения и правопорядка, всё больше став похожей на оккупацию, чем на правоохранительную деятельность.
Материально-технически полиция независима от региональных и местных властей (ст. 48 ФЗ «О полиции», в отличие от ранее действовавшей ст. 36 Закона «О милиции»). В результате, сама полиция определяет, что ей нужно на данной территории для охраны правопорядка и направляет свои предложения в Центр. Это приводит к дополнительным задержкам в принятии адекватных решений.
Например, в г. Махачкале совершается до 60% всех регистрируемых преступлений в Дагестане, в этом городе больше всего происходит убийств сотрудников правоохранительных органов и посягательств на здоровье, жизнь и собственность граждан. Но в системе МВД РФ пока не приняли решения о создании в городе системы «Безопасный город». Финансировать эту систему из местного или республиканского бюджета будет незаконно, да и денег таких у дотационного региона нет. В результате, из-за вертикали МВД страдает безопасность и ставится под угрозу жизнь и здоровье самих работников МВД.
Особо следует подчеркнуть, что финансирование из федерального бюджета фонда оплаты труда полиции на местах приводит к парадоксальной ситуации: фонд оплаты полицейских не меняется независимо от ситуации с правопорядком на уровне муниципалитета, в результате, полиция вообще не мотивированна на улучшение обставновки на местах. В то же время состояние правопорядка учитывается при определении конкурентоспособности региона. Система полиции превращается в тормоз экономического развития.
Антивертикаль
Единственной попыткой перевесить эту вертикаль являются ст. 8 и 9 ФЗ «О полиции», в которых декларируется открытость и публичность полиции и общественная поддержка полиции. Почему декларируемым?
Согласно п. 6 ст. 9 «Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел». Последняя фраза, как вы понимаете, перечёркивает значимость общественной оценки.
Созданные, согласно п. 7 ст. 9 общественные советы при МВД РФ и его территориальных органах, также не эффективны, так как формируются главами МВД РФ и его территориальных подразделений, в результате, туда попадают чаще не специалисты в области правопорядка, а поэты и музыканты.
Установленная п. 3 ст. 8 обязанность руководителей территориальных органов МВД отчитываться перед представительными и законодательными органами субъектов и муниципалитетов реализуется опять же по критериям установленным МВД России, и никаких особых последствий не влечёт, т. к. указанные органы власти не имеют рычагов влияния на МВД.
Магия цифр
Кроме того, доклады эти превращаются в зачитывание цифр статистики, которые собирает сами органы полиции на себя же. Отсюда огромная латентность и абсурдность.
Например, из доклада министра ВД Дагестана на сессии НС РД следует, что в Дагестане за 2011 год совершено 12550 преступлений. Для сравнения, чуть меньше регистрируют в Швеции, но на 100 тыс. населения. В результате, в Дагестане в 20 раз безопасней, чем в этой «опасной» скандинавской стране. Кроме того, оказывается раскрываемость в Дагестане на 20% выше, чем в среднем по РФ!
Проблема в том, что полицейские чиновники путают цифры статистики и оценку. Статистика МВД, её ещё называют «палочной системой», создаёт систему безнаказанности: если будут регистрироваться все преступления, то понизится раскрываемость и увеличится преступность в официальных отчётах, что приведёт к потере должностей; с целью сохранения должностей все преступления не регистрируются, а, значит, не расследуются; создаётся система, в которой выгодно получить взятку за сокрытие преступления.
Эти проблемы мог разрешить Приказ МВД от 26.12.2011 № 1310 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов внутренних дел Российской Федерации», который должен был разъяснить критерии общественной оценки. Но он стал продуктом контрреформы, из него полностью исключена общественная оценка как критерий, а также подтверждена «палочная система».
«Недоступный» участковый
Как в поставленных условиях обеспечить реальную, а не имитационную работу по обеспечению общественного правопорядка на уровне местного самоуправления, да ещё в таком регионе как Дагестан или иной регион СКФО?
Согласно Закону Республики Дагестан от 5 мая 2006 года № 25 «О перечнях труднодоступных и отдалённых местностей в Республике Дагестан», в республике более 500 населённых пунктов имеющих статус труднодоступных и 133 — в отдалённой местности.
Участковые часто закрепляются за двумя, а то и тремя сёлами, общей численностью более 2 тыс. человек. По словам глав и жителей некоторых сёл, участковый не успевает их обслуживать. В Кумторкалинском районном ОВД только 82 полицейских, что даже по словам моих коллег из прокуратуры, недостаточно для поддержания правопорядка в сёлах.
Полицейский поневоле
Де-факто органами «правопорядка» являются: глава села, глава сельского предприятия и имам местной мечети. И всё зависит от житейского навыка этих людей. Однако в Дагестане за последнее время поменялось около 40% руководителей органов местного самоуправления. И не все они имеют гуманитарное образование.
Эти и многие другие факторы привели к тому, что в сельской местности мы не можем обеспечить уровень правопорядка силами государства, и люди со своими конфликтами предоставлены сами себе.
Вакуум правопорядка создаёт угрозу появления в сёлах деструктивных сил, в том числе и экстремистского характера.
В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об основах местного самоуправления в Российской Федерации», в вопросы местного самоуправления входят:
п. 7.1 участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения;
п. 33 создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка;
Но как создавать добровольные формирования населения сельской местности, кто их будет учить? И главное, будут ли они пользоваться авторитетом у населения?
Внештатная полиция
20 марта в «Российской газете» опубликован Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 10 января2012 г. N8 г. Москва «Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции».
Согласно данному приказу, внештатными сотрудниками полиции являются граждане, изъявившие желание оказывать помощь полиции и привлекаемые к сотрудничеству на добровольной, гласной и безвозмездной основе, которые привлекаются к сотрудничеству по следующим направлениям деятельности полиции: защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений, а также административных правонарушений; розыск лиц; обеспечение правопорядка в общественных местах; обеспечение безопасности дорожного движения; осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
Внештатный сотрудник полиции принимает участие в деятельности полиции под непосредственным руководством сотрудника полиции, закреплённого за ним, им выдаются удостоверения установленного образца.
Ответственный сотрудник органа внутренних дел обязан: давать внештатному сотруднику полиции конкретные поручения, инструктировать о способах их выполнения и контролировать их исполнение; участвовать в проведении занятий по обучению внештатного сотрудника полиции формам и методам работы по охране правопорядка и профилактике правонарушений; повышать правовую грамотность внештатных сотрудников полиции; распространять положительный опыт деятельности внештатных сотрудников полиции, вносить предложения по её совершенствованию в органе внутренних дел.
Ответственному сотруднику органа внутренних дел запрещается: поручать внештатному сотруднику полиции самостоятельное производство следственных действий, проведение (участие в проведении) оперативно-розыскных мероприятий, составление протоколов об административных правонарушениях, а также проверку заявлений и сообщений о преступлениях и об административных правонарушениях; привлекать внештатного сотрудника полиции к участию в мероприятиях, заведомо связанных с риском для его жизни и здоровья; знакомить внештатного сотрудника полиции с документами, содержащими сведения, отнесённые к государственной тайне, и иную информацию ограниченного пользования.
Не забыли в МВД и об оценке эффективности деятельности внештатного сотрудника. Эффективность деятельности внештатного сотрудника полиции оценивается не реже одного раза в год. Внештатные сотрудники полиции за активное содействие органам внутренних дел Российской Федерации, повышение престижа полиции в обществе могут поощряться в установленном порядке.
«Испытано в СКФО»
Казалось бы, вот он выход, хоть как-то обеспечить систему участия граждан в обеспечении правопорядка, но норма будет живой, если она будет применяться. А применение нормы связано с правосознанием гражданина.
Почитав инструкцию, некоторые, особенно на Кавказе, могут сказать, что отказываются быть «стукачами» и «пособниками», тем более на безвозмездной основе. Но Инструкция не для того, чтобы насильно клеймили в помощники. А для помощи тем, кто пытается поддерживать общественный порядок в своём муниципалитете, но при этом натыкается на отсутствие каких-либо законных полномочий, да ещё всегда находится под угрозой обвинения в самоуправстве.
Однако, Инструкция МВД — не Священное писание, которое наделяет властью над людьми: если внештатного сотрудника население не уважает и не доверяет ему, то никакая Инструкция ему не поможет. Вот здесь, сохранившиеся в Дагестане и других регионах СКФО обычаи и нормы Шариата, могут помочь.
Например, если в районный отдел полиции поступит заявление от общины села о том, что решением общего собрания села (джамаатом) такие-то граждане избраны ответственными за поддержание правопорядка села, и сельская община просит рассмотреть их кандидатуры и заявления для назначения внештатными сотрудниками, то такое обращение, скорее всего, будет удовлетворено, если претенденты отвечают требованиям Инструкции.
Что касается материальной помощи внештатникам, то появление их в муниципалитете позволяет администрации вносить в проект бюджета расходы на реализацию п. 33 ст. 14 ФЗ «об основах местного самоуправления в Российской Федерации».
Конечно, найти лазейки и легализовать местную систему охраны можно, при наличии политической воли и юридической изворотливости. Но желательно, чтобы разработчики подобных инструкций в МВД анализировали ситуацию на местах чуть дальше Московской области. Тогда норма о том, что внештатные сотрудники не должны насаждаться по их заявлению, а избираться, могла войти в инструкцию МВД.
Представленный здесь вариант реализации Инструкции на территории регионов СКФО лишний раз показывает, что СКФО может быть использована для апробации проектов государственных решений и норм. Возможно даже введение своеобразного знака качества: «ИСПЫТАНО в СКФО».
автор: Расул Кадиев
АРМЕНИЯ. Азербайджан и Армения не будут играть друг с другом в отборе на ЧМ-2026
АРМЕНИЯ. Референдум по конституции Армении пройдет после выборов – СМИ
Посол РФ принял участие в открытии выставки, посвященной 245-летию основания Нахичевани-на-Дону
АРМЕНИЯ. Учителя русского языка и литературы съедутся на форум в Ереване
В Ереване появится «Учебно-спортивный комплекс» ЗАО «Газпром Армения»
АБХАЗИЯ. Абхазия оплатила электричество из России до 22 ноября