ДАЙДЖЕСТ: |
Президент Литвы Даля Грибаускайте пользовалась для официальных визитов даже лоукостами. В 2013 году политик летала в Лондон на похороны бывшего премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер эконом-классом авиаперевозчика Wizzair. Прямой перелет туда и обратно обошелся в 3000 литов (примерно 850 евро). По оценкам журналистов, полет заказным рейсом обошелся бы в 50 раз дороже.
Ранее кабинет министров Литвы посчитал личный самолет для президента большой роскошью. Поэтому для полетов вне континента президент обычно выбирает бизнес-класс, а вот по Европе — экономкласс.
Хотя известны случаи, когда Грибаускайте совершала официальные визиты на военном самолете. Например, на борту Alenia C-27J Spartan в Молдову весной 2015-го.
Обычный самолет для рабочих поездок выбирала также президент Финляндии Тарья Халонен. В феврале 2012 года ее вместе с делегацией из шести человек и без охраны заметили на борту рейса Нью-Йорк — Хельсинки. По словам туристов, политик вела себя очень скромно и обедала теми же блюдами, что и остальные.
А в 2008 году пользователи соцсетей рассказали, как президент летала обычным внутренним рейсом авиакомпании Finnair. Когда пилот объявил о замене борта по техническим причинам, политик терпеливо перешла в другой самолет — а по пути забежала в магазинчик Tax free.
Бывший президент Латвии Андрис Берзиньш, по данным СМИ, обходился без личного самолета и предпочитал рейсы авиакомпании АirBaltic.
А вот бывший лидер Польши Лех Качиньский пользовался регулярными рейсами только в крайних случаях, когда подводила техника из правительственного авиапарка.
Так, например, пришлось сделать в 2008 году, чтобы попасть на саммит ЕС в Брюссель. И в сентябре 2009-го, когда из строя вышли оба Ту-154, президент летел в Нью-Йорк обычным рейсом.
Правительственный Ту-154М за сутки до катастрофы. Фото: Alan LebedaНапомним, в результате крушения Ту-154 под Смоленском весной 2010 года Качиньский погиб вместе с делегацией и женой. Эксперты Международного авиационного комитета пришли к выводу, что всему виной действия экипажа и психологическое воздействие на него, техника работала исправно.
К слову, в 2011 году Польша расформировала правительственный авиапарк, теперь высшие чиновники летают самолетами авиакомпании LOT (для чего зарезервированы два самолета Embraer 175 LR).
Регулярные рейсы выбирал для официальных визитов и покойный президент Израиля Шимон Перес.
Например, в ноябре 2010 года он с делегацией прилетел в Киев самолетом украинской компании «Аэросвит». По информации СМИ, единственным отличием рейса была красная ковровая дорожка у трапа. Позже Перес совершил перелет таким же образом в Днепропетровск и обратно на родину. Говорят, эту авиакомпанию выбрали потому, что билеты обошлись дешевле, а национальный авиаперевозчик Израиля El Al не выполнял рейсов в Киев тем днем.
Два года назад пассажиры заметили в аэропорту Шереметьево в Москве президента Республики Сербской Боснии и Герцеговины Милорада Додика. Сообщалось, что якобы он прилетел на парад 9 мая в Россию обычным рейсовым самолетом.
Также очевидцы сняли видеоролик, как с обычного рейса в Москве встречали президента Молдовы Игоря Додона в январе 2017 года. Вместе с делегацией у трапа его встречал государственный кортеж, который отвез политика на встречу к вице-премьеру России Дмитрию Рогозину.
Что касается главы Римско-католической церкви, то у папы нет своего личного борта. Согласно протоколу, из Италии он путешествует на самолетах национального перевозчика Alitalia, а обратно или внутри страны — местными авиакомпаниями. К слову, такие самолеты потом часто именуют «Пастухом № 1» (по аналогии с «Борт № 1» — самолет президента США).
Главы Русской православной церкви, как, например, патриарх Кирилл, обычно пользуются услугами российских авиакомпаний. Хотя в особых случаях разрешается летать самолетом специального летного отряда «Россия» (обслуживает высшее руководство страны).
Правительственные самолеты предоставляются главе РПЦ лишь в особых случаях с разрешения президента. Так делалось в 2013 году для перелета в Китай, а также в 2016-м для встречи с папой на Кубе.
В 2010 году президент Кыргызстана Роза Отунбаева отправилась с делегацией в Нью-Йорк на Генассамблею ООН обычным рейсом российской авиакомпании. По данным СМИ, так сделали по собственной инициативе политика — в итоге сэкономили около 250 тысяч долларов. «И впредь нужно бережно относиться к каждой копейке из бюджета страны», — заявил один из заместителей администрации президента Муктар Джумалиев.
Если же говорить о президенте Беларуси, то о полетах Александра Лукашенко регулярными рейсами ничего не известно.
Некоторые из правительственных самолетов Беларуси, снимок сделан в 2012 году. Фото: TUT.BYДля главы государства в 2013 году был куплен самолет Boeing 767–300. По словам политика, «самолет бэушный» и обошелся в 2–2,5 раза дешевле нового (итоговая цена меньше 100 млн долларов). По данным СМИ, борт ранее принадлежал бывшему туркменскому лидеру Сапармурату Ниязову.
«В самолете действительно есть туалет и душ, только там шторок нету. Что касается самолета — самолеты дешево не стоят!» — отметил президент.
АДЫГЕЯ. Предпринимателей обеспечат господдержкой в промпарке «Энем»
АРМЕНИЯ. "Армянские авиалинии" продлили остановку полетов до 9 декабря
ИНГУШЕТИЯ. Руководителя Минприроды Ингушетии освободили от занимаемой должности
ИНГУШЕТИЯ. В Ингушетии пройдет выставка дагестанских мастеров
ВОЛГОГРАД. Дом на Удмуртской в Волгограде оказался на грани катастрофы