ДАЙДЖЕСТ: |
В ведомстве отметили, что в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» субъектам Российской Федерации необходимо обеспечить достижение ряда целевых показателей, среди которых показатель «доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, к 2015 году - не менее 90 процентов».
Основным инструментом достижения указанного показателя являются многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ), поэтому проводимые мероприятия в Чеченской Республике в первую очередь были направлены на создание сети МФЦ.
В настоящее время в ЧР функционируют 11 МФЦ, 6 филиалов МФЦ и территориально обособленные структурные подразделения МФЦ в 155 сельских поселениях, численность населения в которых превышает 1000 человек.
Всего в республике создано 343 окна МФЦ, что позволяет охватить услугами, оказываемыми по принципу «одного окна», 97 % населения республики и обеспечивает достижение установленного Указом Президента РФ № 601 целевого показателя 90 %.
Функционирование МФЦ республики осуществляется на основе двухсторонних соглашений о взаимодействии в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг между уполномоченным МФЦ (ГБУ «Республиканский МФЦ») и органами власти.
На базе МФЦ предоставляется более 150 услуг федеральных органов исполнительной власти и внебюджетных фондов (ФОИВ), органов исполнительной власти ЧР (ОИВ ЧР) и органов местного самоуправления (ОМС).
По итогам работы МФЦ ЧР за 2016 год населению республики оказано 844190 услуг (исполнение государственного задания на оказание услуг составило 170 %), за 4 месяца 2017 года оказано 358330 услуг, исполнение государственного задания на оказание услуг составило 204 %).
При этом за совершенные федеральными органами исполнительной власти юридически значимые действия при подаче заявления в МФЦ в 2016 году в бюджет Чеченской Республики поступило государственной пошлины на сумму 47,2 млн.рублей, за 4 месяца 2017 года – 15,6 млн.рублей. Однако имеется потенциал к увеличению поступлений в республиканский бюджет. Так, например, более 90% средств, поступающих в доходы республиканского бюджета от деятельности сети МФЦ - это оплата пошлины за услугу Росреестра по регистрации прав на недвижимое имущество, в связи с чем Минэкономтерразвития ЧР ведется работа по организации оказания в МФЦ и других федеральных услуг, за которые предусмотрено взимание пошлины (выдача российских (внутренних) паспортов, загранпаспортов нового поколения, обмен прав).
Нерешенными также остаются вопросы предоставления через МФЦ республики услуги МВД по оформлению пятилетних загранпаспортов (по информации от МВД по ЧР, услуга по предоставлению загранпаспортов предоставляется через ГУ МВД по Ставропольскому краю, в связи с чем предоставление данной услуги через МФЦ Чеченской Республики не представляется возможным) и услуги Минприроды ЧР по выдаче охотничьих билетов (во II квартале 2016 г. Минприроды ЧР прекратило прием документов на оказание данной услуги).
Кроме того, удельный вес муниципальных услуг в общем объеме услуг оказанных через МФЦ в 2017 году занимает лишь 3,6 %, что свидетельствует о необходимости усиления взаимодействия органов местного самоуправления с МФЦ республики.
В целях повышения взаимодействия между МФЦ и органами власти Минэкономтерразвития ЧР регулярно проводит совещания, в том числе и выездные в муниципальных образованиях Чеченской Республики.
Организация функционирования информационных систем МФЦ
В соответствии с Правилами организации деятельности МФЦ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 г. № 1376, МФЦ Чеченской Республики используют различные информационные системы:
- автоматизированную информационную систему поддержки деятельности МФЦ (АИС МФЦ), которая является основной при оказании государственных и муниципальных услуг;
- систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), для получения необходимых документов и сведений в органах власти;
- единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА), для регистрации и предоставления доступа заявителям к получению услуг в электронном виде через Единый и региональный порталы госуслуг. Так, по итогам 2016 года через МФЦ республики в ЕСИА было зарегистрировано 3905 граждан, за 4 месяца 2017 года - 4733;
- автоматизированную информационную систему «Информационно-аналитическая система мониторинга качества государственных услуг» (ИАС МКГУ), для обобщения и анализа мнений граждан о качестве предоставления государственных услуг (заявителям, обратившимся в МФЦ, обеспечена возможность самостоятельно оценить качество оказания услуг двумя возможными способами: выгрузка телефонных номеров заявителей (СМС-опрос) и при помощи терминальных и иных устройств в МФЦ. По данным выгрузки из ИАС МКГУ в 2015 году качество оказанных в МФЦ услуг оценили 17565 заявителей, что является одним из лучших показателей по СКФО (письмо заместителя министра Минэкономразвития России О.В.Фомичева от 04.12.2015 г. № 35213-ОФ/Д09 и в адрес Полномочного представителя Президента РФ в СКФО С.А.Меликова). Вместе с тем, ввиду нестабильной работы данной системы, в 2016 году качество оказанных в МФЦ услуг оценили 8419 заявителей), за 4 месяца 2017 года – 10028 заявителей;
- автоматизированную информационную систему мониторинга развития сети МФЦ (АИС МРС МФЦ), программный продукт Минэкономразвития России используется для мониторинга деятельности МФЦ в субъектах РФ.
Учитывая важность организации предоставления услуг Росреестра (в том числе услуги по регистрации прав на недвижимое имущество) МФЦ республики вынуждены использовать программный комплекс приема и выдачи документов (ПК ПВД) Росреестра.
В настоящее время в МФЦ ЧР используется АИС МФЦ, разработанная Минтрансом ЧР, в которой настроены 146 государственных и муниципальных услуг (в т.ч. 11 услуг-запросов), однако среди факторов, ограничивающих возможности использования АИС МФЦ, основными являются слабое использование в ОИВ и ОМС автоматизированных рабочих мест АИС МФЦ (в связи с чем, несмотря на наличие услуг в АИС МФЦ и возможность электронного взаимодействия, МФЦ зачастую вынуждены оказывать данные услуги лишь на бумажных носителях), незавершенность разработки ФОИВ электронных сервисов, а также незавершенность перехода региональной СМЭВ на версию СМЭВ 3.0.
Работа территориально обособленных структурных подразделений
С целью организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в удаленных и труднодоступных местностях федеральными правовыми актами предусмотрено создание ТОСП МФЦ, в связи с чем в 155 сельских поселениях Чеченской Республики, численность населения в которых превышает 1000 человек, были созданы 211 ТОСП МФЦ.
Организация деятельности ТОСП МФЦ может предусматривать как ежедневное присутствие сотрудников МФЦ в помещении ТОСП, так и выезд сотрудника МФЦ в ТОСП в соответствующие дни, определенные графиком работы.
В соответствии с федеральными правовыми актами требования к ТОСП МФЦ отличаются от тех, что предъявляются к МФЦ. При этом основным требованием является наличие в ТОСП защищенных каналов связи, обеспечивающих информационное взаимодействие при организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна».
В настоящее время во всех ТОСП МФЦ обеспечено наличие защищенных каналов связи: из них в 82 ТОСП - это защищенные каналы связи ПАО «Вайнах-Телеком» и в 129 ТОСП – VIPNet (при этом в ТОСП, где установлены программные комплексы VIPNet обеспечено функционирование АИС МФЦ). В 2017 году планируется завершение перевода ТОСП на каналы связи, защищенные программными комплексами VIPNet, что позволит обеспечить функционирование АИС МФЦ во всей сети МФЦ республики.
Техническое оснащение МФЦ
В целях обеспечения бесперебойного функционирования информационных систем в МФЦ в 2016 году в рамках подпрограммы «Противодействие коррупции в Чеченской Республике» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Чеченской Республики», утвержденной постановлением Правительства Чеченской Республики от 19 декабря 2013 года № 330, Минэкономтерразвития ЧР была произведена закупка и установка 5-ти дизельных электрогенераторов для МФЦ Шалинского, Урус-Мартановского, Ачхой-Мартановского и Курчалоевского муниципальных районов и МФЦ Старопромысловского района г.Грозного. В 2017 году установка электрогенераторов будет осуществлена в МФЦ Заводского района г.Грозного, МФЦ г. Аргуна и филиалах МФЦ Ножай-Юртовского, Веденского и Надтеречного муниципальных районов.
Рейтинг субъектов Российской Федерации по развитию сети МФЦ (4 квартал 2016 года)
По итогам ежеквартальной оценки степени выполнения регионами Российской Федерации мероприятий по организации предоставления услуг по принципу «одного окна» в МФЦ, проводимой Минэкономразвития России, в 2016 году Чеченская Республика заняла 37 место среди субъектов Российской Федерации с показателем 59,43%, что на 5,61 % превышает среднероссийский показатель (53,82 %).
В I квартале 2017 года показатель Чеченской Республики составил 78,71 % при среднероссийском – 78,69%.
Оказание муниципальных услуг через МФЦ
По данным органов местного самоуправления, из муниципальных услуг, включенных в перечень Типовых муниципальных услуг, оказываемых в МФЦ, в 2015 году всего оказано 174757 муниципальных услуг, из них через МФЦ 28979 услуга (16,6%), за 2016 г. всего – 141011 услуг, из них через МФЦ 40438 (28,7 %). Таким образом, в сравнении с 2015 годом доля муниципальных услуг, оказываемых через МФЦ, увеличилась в 1,8 раза.
Наиболее эффективно налажено взаимодействие с МФЦ в следующих муниципальных образованиях:
Городской округ г.Аргун (88,9 % муниципальных услуг оказано через МФЦ);
Городской округ г.Грозный (76,7 %);
Ачхой-Мартановский муниципальный район (63,7 %).
В целях повышения взаимодействия между МФЦ и органами власти Минэкономтерразвития ЧР регулярно проводились совещания, в том числе и выездные, в муниципальных образованиях Чеченской Республики.
Однако, до настоящего времени недостаточный уровень взаимодействия с МФЦ при оказании муниципальных услуг наблюдается в Наурском (4903 услуги, из них через МФЦ - 452), Курчалоевском (8193 услуги, из них через МФЦ – 235), Шалинском (25698 услуг, из них через МФЦ - 673), Сунженском (2613 услуг, из них через МФЦ - 68), Надтеречном (5172 услуги, из них через МФЦ - 130), Грозненском (8194 услуг, из них через МФЦ - 178), Шелковском (1326 услуг, из них через МФЦ - 6) и Ножай-Юртовском (175 услуг, из них через МФЦ - 0) муниципальных районах.
Оказание наиболее значимых муниципальных услуг через МФЦ
По итогам 2016 года 31,6 % муниципальных услуг, наиболее значимых для субъектов малого и среднего предпринимательства (выдача разрешений на строительство, перевод жилого помещения в нежилое, установка рекламных конструкций и размещение нестационарных объектов), оказаны через МФЦ Чеченской Республики, при этом наиболее эффективно налажено взаимодействие по оказанию данных услуг в следующих муниципальных образованиях:
Городской округ г.Грозный (100,0 % оказано через МФЦ); Городской округ г.Аргун (92,8 %); Ачхой-Мартановский муниципальный район (61,1 %).
Вместе с тем в Гудермесском, Надтеречном, Наурском, Ножай-Юртовском и Шелковском муниципальным районах оказание значимых услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства через МФЦ не осуществлялось (при этом необходимо отметить, что удельный вес востребованных у малого бизнеса услуг в общем объеме предоставленных муниципальных услуг является незначительным и составляет около 3 %: лучшие показатели в Шелковском районе – 27,1 %, Ачхой-Мартановском районе – 15,4 % и г.Аргуне – 12,3, а наименьшие (в пределах 1 %) у Курчалоевского, Гудермесского Наурского, Шалинского и Урус-Мартановского муниципальных районов.
Использование государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) в МФЦ ЧР
В соответствии с требованиями Федерального закона № 210-ФЗ органам, оказывающим государственные и муниципальные услуги, запрещено требовать от заявителей документы, подтверждающие факт оплаты за оказание услуги. При этом данные сведения органы власти должны получать через систему межведомственного электронного взаимодействия из ГИС ГМП.
В этой связи все МФЦ Чеченской Республики зарегистрировались в ГИС ГМП и имеют доступ к электронным сервисам Федерального казначейства (оператора ГИС ГМП), необходимым для подтверждения факта оплаты за оказание государственной (муниципальной) услуги, однако при направлении соответствующих запросов в ГИС ГМП с целью подтвердить оплату госпошлины необходимые сведения в системе не отображаются. Таким образом, вопрос корректной работы данных электронных сервисов остается нерешенным и требует совместного решения оператора ГИС ГМП (Федеральное казначейство), кредитных организаций, принимающих платежи, и оператора АИС МФЦ (Минтранс ЧР).
Госдолг США достиг рекордной отметки в 36 триллионов долларов
СЕВАСТОПОЛЬ. В Севастополе водитель заплатит штраф за высадку ребёнка из маршрутки
СЕВАСТОПОЛЬ. Археологические раскопки идут в Севастополе на Античном проспекте
ИНГУШЕТИЯ. Трехэтажный Центр социального обслуживания скоро откроют в Малгобеке Ингушетии
ЧЕЧНЯ. В регионе замедлился рост цен на говядину и колбасные изделия
ИНГУШЕТИЯ. На экс-главу автопредприятия при правительстве Ингушетии возбудили уголовное дело
Россия выразила заинтересованность в увеличении поставок продовольствия в Армению
ИНГУШЕТИЯ. В Ингушетии стартует реализация социального проекта «Семейный отдых»
ИНГУШЕТИЯ. В с.п. Южное Ингушетии продолжается строительство детсада на 120 мест