Массовое распространение и утверждение ислама среди чеченцев – вопрос совершенно не изученный. Существуют различные версии о времени распространения ислама среди чеченцев, нет ясной позиции об его окончательном утверждении. Но в истории зафиксирован факт о том, что массовое распространение ислама среди чеченцев связано с проповедником шейх Берсан (Берса-шейх), жившим в Чечне в конце ХVI и в первой половине ХVII веков.
Чтобы перейти к освещению непосредственной деятельности Берса-шейха важно остановиться на некоторых исторических и социокультурных предпосылках, сложившихся в восточной Чечне в конце XVI-начале XVII вв. Уже в XV в. здесь возникли населенные пункты из числа чеченцев, мигрировавших из западной и южной части Чечни, сложились конкретные тайповские поселения. В Чечне продолжали функционировать языческие святилища, на чеченцев оказывали воздействие грузинская православная церковь и исламские проповедники. Судя по некоторым источникам чеченцы-аккинцы, проживавшие на востоке Чечни (сегодня на территории Дагестана), в XV-XVI вв. уже исповедуют ислам. В целом восточная часть Чечни становится объектом активного воздействия со стороны исламизированного Дагестана.
Подтверждая влияние христианства на определенную часть чеченцев, Я. Ахмадов пишет: «XVI-XVII вв. грузинские цари не раз стремились утвердить христианство в южных районах размещения нахского этнического массива» [1, c. 286]. Усилие грузинской церкви оказалось недостаточным, чтобы приостановить активную деятельность мусульманского духовенства. Во многом это связано с тем, что в концеXVI - начале XVII в. территория чеченцев становится объектом притязаний Османской империи, Крымского ханства и сефевидского Ирана. Московская Русь также пыталась упрочить свои позиции в этом регионе. Надо отметить, что правитель окочан (чеченцев-аккинцев), Ших Мурза Окоцкий, исповедующий мусульманскую веру, отправил в 1588 году в Москву посольство для установления дипломатических отношений с русским царем. Однако влияние мусульманских стран на регион и ее народы становится все более настойчивым. Большая роль в деле распространения и утверждения ислама в отмеченный период принадлежало мусульманскому духовенству Дагестана, имевшему тесные контакты с единоверными государствами.
В течение почти XVI в. миссионерская деятельность по распространению ислама на территории чеченцев не прекращалась. Дагестанское мусульманское духовенство при поддержке Османской империи добивалось окончательного утверждения ислама среди чеченцев, имевших более пеструю духовно-культурную ситуацию, чем в соседнем Дагестане. Для активного распространения ислама и его утверждения на большой части Чечни потребовался проповедник из числа самих чеченцев. Им становится Берса–молодой человек удивительной судьбы. В письменной истории о нем нет развернутых сведений. Только У. Лаудаев в одном из «Сборников сведений о кавказских горцах» дает скудные данные о нем. Предания, которые сохранились в народной памяти, приведены в романе «Къоман тептар» [1] чеченского писателя Усмана Юсупова. Используя эти сведения, в определенной мере можно реконструировать образ Берса-шейха и его религиозно-политическую деятельность по распространению и утверждению ислама среди чеченцев.
Берса родился в ауле Куьрчал нынешнего Веденского района в конце ХVI в. и принадлежит к тайпу куьрчал. Его отца звали Тимарбулат, а деда Темболт. Они принадлежали к известной чеченской семье, отличавшейся служением общим национальным интересам, объединявшим народ на борьбу с внешними врагами. Из-за зависти Тимарбулат был убит родными братьями. Его мать КIажар, принадлежащая к тайпу гуной, узнав о коварстве родственников, вернулась в родной аул. Живя у родственников, она родила мальчика, нареченного именем Берс.
Берс рос живым, любознательным и сильным мальчиком. В мальчишеских драках он всегда выходил победителем. Часто от сверстников ему доставались обидные слова: вместо того, чтобы одерживать вверх над нами, ты бы отомстил тем, кто убил твоего отца. Каждый раз, после очередной стычки с мальчишками, он обращался к матери с просьбой разъяснить смысл наносимых ему обид. Но всегда получал уклончивые ответы.
В жизни 9-летного Берсы, который ходил по лугам, лесным трущобам, наблюдая природу, прислушиваясь к пению птиц, происходит удивительное событие, которое не иначе, как чудом не назвать. В лесу он обнаруживает полуживого волка, а рядом убитого им в схватке барса. В течение месяца, прикладывая травы и подкармливая, он вылечивает зверя, надолго привязавшегося к нему. Однажды, схватив зубами рукав рубашки Берсы, волк потянул за собой мальчика. Берса послушно последовал за ним. Когда они вышли из чащи леса на небольшую поляну, то он увидел семерых белобородых старцев, ведущих странную беседу. Старцы, вступив с ним в беседу, призвали готовиться к великой миссии, для которой судьба его избрала. Распрощавшись с растерянным Берсом, старцы попросили передать матери сердечный привет. На вопрос Берсы, кто они такие, ответили - Несомневающиеся.
К 15 годам Берса вместе с другими чеченскими юношами проходит в горах Чечни полугодовую изнурительную физическую и боевую подготовку, готовясь, стать защитником отечества. Вся его жизнь отныне, как и его отца и деда, была посвящена защите своей родины, отстаиванию общих интересов, поддержке простых людей, установлению справедливости. Взрослея Берса, демонстрировал лидерские качества, неуклонную преданность своему народу, всегда поступал по совести и справедливо. После совершеннолетия Берса с матерью переселяется в аул своего отца. Убийцы его отца, боясь мести, перебираются за Терек.
К 20 годам жизнь Берсы радикально меняется из-за случая, произошедшего с ним в ходе конфликта, возникшего между беноевцами и дагестанцами, которые часто враждовали между собой из-за территориальных споров. В аул Бено прибывает группа дагестанских мусульман во главе с неким шейхом Абу-Муслимом, жестко потребовавшим от беноевцев принятия ислама. Но беноевцы, будучи последователями древних обычаев, не желали подчиняться агрессивному требованию. Между Берса, оказавшимся в гостях в Беное у родственников жены, и Абу-Муслимом происходит короткий поединок.
Предводитель мусульман получает смертельное ранение. Его соратники ринулись на беноевцев. Но Абу-Муслим именем Аллаха запрещает кровопролитие. Предание утверждает, что шейх Абу-Муслим сообщил своим последователям, что отныне именно Берса превратиться в шейха, будет осуществлять миссию по распространению ислама в Чечне. А в этом богоугодном деле никто не должен ему препятствовать. Через Берсу, утверждал Абу-Муслим, чеченцы получат баракат от Всевышнего, а потому его поддержка - обязанность каждого мусульманина края.
После такой речи происходит чудо. Тело Берсы окутывает черный дым, который поднимается в небо и испаряется. Это событие было проинтерпретировано так: дым - облако «неверия», которое по воле Всевышнего отделилось от будущего проповедника ислама. Это явное чудо, с точки зрения веры, означало знак святости. Очищенный от прежних языческих воззрений, Берса встал на праведный путь, превратился в святого.
Свою религиозную деятельность он начинает с того, что просит свою мать Къажар принять ислам. После долгих увещеваний мать, почувствовав, что его сын обладает даром убеждения, принимает новую веру. Но Берса долго не мог склонить к исламу родственников матери. Например, дядю по матери и других представителей тайпа гуной. Навязывать ислам насильственным путем он не желал. Его проповедническая деятельность основывалась на убедительных аргументах, разумной, мягкой речи, призывающей принять веру в Аллаха.
По-видимому, к первой трети XVII в. все тейпы, которые окружали тайп гуной, приняли ислам. Родственники матери Берса-шейха не спешили с переходом в ислам. На его требование принять ислам они отказывались под различными предлогами. Очередной раз, посетив своих родственников, он получает отказ принять ислам. После его ухода жены и сестры стыдили своих мужей и братьев, вопрошая:«Почему Вы неуважительно относитесь к своему племяннику признанному шейхом Чечни?» Они требовали ценить уважительное отношение Берса к родственникам матери. В ответ на укор своих жен и дочерей старейшины рода попросили вернуть его обратно. В этот вечер основная часть гуноевцев приняла ислам. Более того, с небольшой горы они сбросили большой тейповский котел, в котором варили кабанину. Это место на чеченском называется «Яйкарчийна корта» («Голова, на котором перевернули котел»).
Небольшая часть рода гуной, отказавшаяся принять ислам, после жарких дискуссий покинула родные места. Эта часть рода под предводительством Оьрза (имя старшего из «отказников») перешла реку Терек и основала поселение, названное «ОьрзагӀала» («Город Оьрзы»). Она находилось на месте казачьей станицы Червлённая. Потомки Оьрза «обрусели» и сегодня считают себя терскими казаками, хотя помнят свою связь с родом гуной. К таким фамилиям относятся Егоркины, Гришины, Бусунгуровы, Титкины, Полушкины, Пронькины и др.[1]
У. Лаудаев религиозную деятельность Берса-шейха соотносит с деятельностью Термаола. Последний, как утверждает У. Лаудаев, распространял ислам в восточной части Чечни одновременно с Берсом-шейхом. Термаол был человеком красноречивым и жестоким [2, c. 54]. Его страстные речи, описывающие благо для верующих в загробной жизни, склоняли чеченцев к принятию ислама. Но он отличался жестокостью в деле искоренения язычества среди чеченцев.
По мнению У. Лаудаева и А. Сулейманова, Термаол и Берса-шейх стали проповедовать ислам в 1591 году одновременно среди чеченцев. Получается, что они являются первыми этническими чеченцами, распространявшими на своем родном языке ислам среди соплеменников.
В Чечне сохранились и следы захоронений Термаола и Берса-шейха. Как утверждает А. Сулейманов, могила Термаола находится в селении Айткхалла, что находится в Ножай-Юртовском районе. А гробница первого проповедника Берса-шейха находится в с. Курчали, рядом с ним покоится его жена [2, c. 658]. Зиярат Берса-шейха находится на окраине с. Курчали и он реконструирован в 2006 году Рамзаном Кадыровым.
В месяц Рамазан многие верующие Чечни и других мест посещают Введенский район, в котором немало зияратов известных шейхов и устазов, в том числе и зиярат Берса-шейха. Посещая их, они просят у Всевышнего благодати, очищения от грехов, избавления больных родственников от недуг. Посещение святых мест оказывает благоприятное влияние на паломников, вселяет в них надежду на лучшую жизнь, просветляют их затуманенное сознание.
Вахит Акаев
checheninfo.ru