Взаимоотношения между Тегераном и Москвой набирают обороты в период президентства в Иране Хасана Роухани до такой степени, что президенты обеих стран встречались друг с другом 11 раз за последние четыре года, помимо нескольких разговоров по телефону. Об этом говорится в статье IRNA, которую приводит Iran.ru.
Согласно материалу, за прошедший год президент Ирана Хасан Роухани и президент России Владимир Путин встретились три раза, что было беспрецедентным в истории двусторонних связей.
«Первая встреча двух президентов состоялась 27-28 марта 2017 года во время официального визита в Москву иранского президента, в ходе которого было подписано 14 документов о двустороннем сотрудничестве, включая соглашения о безвизовом режиме для туристов, посещающих две страны в группах, выдачу осужденных, электрификацию железной дороги Тегеран-Гармсар-Инче Борун и ряд экономических и правовых протоколов.
С переизбранием Роухани на пост президента Исламской Республики на второй срок на 12-ых президентских выборах, были подготовлены основания для дальнейшего расширения связей между Тегераном и Москвой.
Роухани и Путин встретились во второй раз во время визита в Тегеран российского президента для участия в трехстороннем саммите Ирана, Азербайджана и России в октябре 2017 года.
Третья встреча президентов Ирана и России состоялась 22 ноября 2017 года, когда Роухани отправился на российский курорт Сочи для участия в трехсторонней встречи президентов Ирана, России и Турции, чтобы найти решение сирийского кризиса в эпоху после ИГИЛ.
За последние пять лет, министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф и его российский коллега Сергей Лавров встретились 22 раза, кроме консультаций, проведенных между двумя странами на уровне заместителей министров и генеральных советников.
Депутаты обеих стран провели несколько встреч в прошлом 1396 иранском году. В октябре, спикер иранского меджлиса Али Лариджани отправился в Санкт-Петербург для участия в заседании Межпарламентского союза. Во время своего пребывания в России, Лариджани провел переговоры со своими российскими коллегами.
Последнее развитие в парламентских отношениях между Ираном и Россией связано с визитом в Москву главы Комиссии по национальной безопасности и внешней политике меджлиса Алаеддина Боружерди в марте 2018 года.
Существует тесное сотрудничество между судебными органами и министерствами юстиции обеих стран. Недавно сотрудники Министерства юстиции России отправились в Тегеран, чтобы доработать соглашение о выдаче осужденных и Меморандум о взаимопонимании о сотрудничестве между генеральными прокурорами обеих стран.
Экономическое сотрудничество между Ираном и Россией, которое было на грани упадка, прежде чем Роухани вступил в должность в свой первый срок, начало развиваться, особенно в прошлом иранском году.
В марте 2018 года министр экономики и финансов Ирана Масуд Карбасян и министр экономического развития России Максим Орешкин подписали документ о сотрудничестве в конце 14-го заседания Совместной комиссии по экономическому сотрудничеству между Ираном и Россией в Москве.
Документ включал соглашения о сотрудничестве между рабочими группами Министерства энергетики России и Министерства нефти Ирана по газопроводу Индия-Иран-Пакистан, о сотрудничестве в области геологии, финансировании и инвестировании в промышленные и горнодобывающие проекты в Иране и в разработке морских месторождений ресурсов Каспийского моря.
Среди других достижений 14-го заседания совместной комиссии были отмечены Меморандумы о взаимопонимании по совместным инвестициям в проекты в области тепловой энергии, сотрудничество в области культуры и транспорта и трехстороннее соглашение между Ираном, Россией и Казахстаном.
По прибытии в Москву, Карбасян рассказал, что целью визита иранской делегации в Россию является членство Ирана в Евразийском экономическом союзе. Через несколько дней после возвращения иранской делегации, министр энергетики России Александр Новак объявил, что Иран присоединится к другим членам ЕАЭС в мае 2018 года.
Согласно официальной статистике, в первом квартале 2017 года, экспорт из Ирана в Россию увеличился на 20,29 процента, а импорт за тот же период снизился на 9,44 процента по сравнению с аналогичным периодом 2016 года», – говорится в материале иранского СМИ.