ДАЙДЖЕСТ: |
Ровно 27 лет назад, 7 февраля 1992 года, в небе над поселком Хворостянка Добринского района Липецкой области произошла страшная трагедия. Во время тренировочного полета у военного истребителя МИГ-29 отказало управление, и самолет на огромной скорости врезался в землю и взорвался. За штурвалом МИГа находился начальник Липецкого центра боевой подготовки и переучивания летного состава ВВС, генерал-майор авиации Суламбек Сусаркулович Осканов, который ценой собственной жизни предотвратил падение боевой машины на жилой посёлок. Как говорят военные эксперты, летчик мог катапультироваться и остаться в живых, но генерал избрал другой путь...
Проведенные исследования причин воздушной катастрофы показали, что в тот трагический день на пилотируемом им самолете в условиях нулевой видимости частично отказала система навигации, и летчик, выйдя из облаков, увидел под своей боевой машиной стремительно приближающиеся огни населенного пункта. Он узнал эту местность и ясно осознал, что над жителями поселка Хворостянка нависла смертельная опасность. Несмотря на то, что для принятия решения у Осканова оставались считанные мгновения, он не дрогнул, и его мужественное сердце сделало свой выбор. Ценой нечеловеческих усилий Суламбек Сусаркулович сумел совершить маневр, позволивший отвести падающий самолет от деревни Козельки, и его боевая машина упала на окраине населенного пункта. После трагедии конструкторы выявили брак в одном из узлов системы управления МиГов. Этот недостаток впоследствии был устранен, и подобные аварии больше не повторялись.
За мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, начальник Липецкого центра боевой подготовки Военно-воздушных сил Министерства обороны России, генерал-майор Суламбек Осканов стал первым Героем Российской Федерации, первым гражданином новой страны, удостоенным высшей награды, к сожалению, посмертно.
Заслуженный военный лётчик СССР, заслуженный специалист Вооружённых сил СССР, кандидат военных наук РФ Суламбек Осканов за время службы в авиации был награждён орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых силах СССР» третьей степени, многими медалями. После трагической гибели Осканова его имя было присвоено аэропорту «Магас», нескольким улицам и школам в Липецке и Республике Ингушетия, а на месте крушения самолета в Липецкой области и на территории аэропорта «Магас» установлены памятники.
Силами энтузиастов под руководством бывшего директора Плиевской средней школы № 13 Малики Гордановой в одном из кабинетов этой школы был открыт музей С. Осканова, который посещают не только жители Ингушетии, но и гости республики.
Прошло достаточно много времени, как Суламбека Сусаркуловича нет среди нас. А вот, надо же, с кем бы мы ни заводили разговор, все говорят о нём только в положительной степени: то ли он действительно таким человеком был — без изъянов, то ли помнят о нём исключительно порядочные и благодарные люди.
Известный философ и историк из Ставрополья Анзор Киргуев, который долгие годы дружил с нашим героем, вспоминал: «Суламбек Осканов является большим человеком, и не только в сфере авиации, а в общем смысле. Он был и будет достойным сыном своей большой нации ингушей, которые не преклоняли головы ни перед какими трудностями. С другой стороны, я никогда не видел более мягкого, доброго, обходительного и вместе с тем мужественного человека, чем он. Да, согласен, можно встретить много мужественных людей, которые не дрогнут перед решающей схваткой. Но, по обыкновению, зачастую они бывают очень грубы и в резкой форме могут ответить на любой вопрос. А встречаются и такие люди, я имею в виду мужчин, которые обладают исключительной харизмой, чувством самообладания, одним словом — красавчики. Но нет в них мужского начала, которое дает определяющее значение любому защитнику. И я могу сегодня твердо сказать, что в лице Суламбека я встретил такую личность, вобравшую в себя такие качества, как обходительность, ласковое отношение к людям, услужливость и доброжелательность наравне с отважным и добрым сердцем в груди».
Герой Российской Федерации, главком ВВС РФ, генерал армии Пётр Дейнекин в день похорон Суламбека Осканова на родовом кладбище в сельском поселении Плиево выразив слова соболезнования родным и близким погибшего офицера, произнес такую речь: «В первую очередь я хотел бы отметить, что корни героического ингушского народа уходят в глубокую историю. С большим душевным волнением я узнал, что у ингушей существует многочисленная когорта георгиевских кавалеров, которые были воспитаны в духе ингушского национального патриотизма. И героическое участие своих дедов и отцов во многих войнах и защите Отечества послужили, безусловно, ярким примером тому, что и Осканов стал достойным сыном своего народа. А в дальнейшем его судьба в авиации практически ничем не отличалась от тех, кто посвятил свою жизнь военному летному делу. Блестящее окончание Качинской авиационной школы, когда Суламбека Осканова после защиты оставили инструктором, а это делается далеко не с каждым выпускником, затем военно-политическая академия, и долгие годы честной и безупречной службы. А я вам должен сказать, что у нас в стране существует очень жесткий отбор кадровых офицеров, и Суламбек Осканов был лучшим из лучших! Таким он и останется в наших сердцах».
Предприниматель из Москвы Багаудин Цолоев вспоминает: «Был очень жуткий холодный день, когда к нам пришла эта тревожная весть о катастрофе самолета с нашим земляком на борту. В сорокаградусный мороз мы вместе с пилотами и сослуживцами Суламбека поехали на место падения самолета и начали поисковые работы с глубокой надеждой на то, что здесь мы найдем только обломки боевой машины. О том, что Суламбек погиб, не хотелось даже и думать, ведь он мог катапультироваться. Но наши надежды, к великому сожалению, не оправдались».
Наутро после катастрофы на месте падения самолета Осканова из Липецка и Москвы прибыли высокие чиновники. Всех, конечно, интересовало одно: почему так произошло, и что явилось причиной отказа целой системы управления самолетом, приведшего к такой катастрофе? Военные исследователи и эксперты вынесли, наверное, по этому случаю свой вердикт, который однозначно подтверждает, что подвиг Осканова стал одним из тех событий, которые легли в фундамент новой России, сильной и крепкой.
С тех пор место падения самолета настоящего защитника Родины, рыцаря неба, вставшего на страже ее покоя, военные летчики называют точкой Осканова. И каждый раз перед взлетом обращают свой лик в эту сторону, будто просят благословения у своего командира.
Время летит быстро, пройдут годы, десятилетия, вырастут новые поколения ингушей, но можно быть уверенным в том, что во все времена в памяти народа Суламбек Сусаркулович Осканов останется образцом мужества, чести и достоинства.
ВТБ вернул пенсионерам более 100 млн рублей, похищенных мошенниками
ИНГУШЕТИЯ. В с.п. Южное Малгобекского района открылся новый ФАП
АДЫГЕЯ. Предпринимателей обеспечат господдержкой в промпарке «Энем»
АРМЕНИЯ. "Армянские авиалинии" продлили остановку полетов до 9 декабря