ДАЙДЖЕСТ: |
Кавказ в начале ХХ века официально причислялся к Азиатской России. Такая идентификация была вызвана, прежде всего, религиозно-психологическими мотивами, ведь большинство коренных жителей Кавказа исповедовало ислам. В советский период Кавказ определялся как пограничная зона и официальной границей между Европой и Азией признавался Главный Кавказский хребет. Таким образом, в царской России Чечня относилась к Азии, а в советском государстве являлась частью Европы, так как располагалась в Предкавказье.
Географическое положение чеченской территории во многом определило и отношение к ней соседних государств. Чечня являлась для России тем же, чем было Российское государство для Европы – буфером, пограничной зоной между разными мирами, местом, где соединились разные культуры, в силу чего народ, проживающий на этих территориях, оказался чрезвычайно стойким, активным и почти непредсказуемым в своих поступках – на взгляд представителей традиционных, устоявшихся систем Запада и Востока. В силу суверенности своего менталитета и образа существования, русский и чеченский народы были чрезвычайно похожи, что во многом и вызвало их длительное противоборство.
По климатическим условиям территория Чечни больше всего напоминала южную Европу. Растительность Предкавказья, начиная от Владикавказа и почти до берегов Каспийского моря, имела явно выраженный западноевропейский характер. У подножия гор полоса широколиственных лесов граничила с черноземными степями. В конце 80-х годов XIX века средняя месячная температура в г. Грозном в январе составляла -3°, в апреле +9°, в июле +25°, в октябре +12,4°. В качестве иллюстрации можно заметить, что горные климатические станции Тироля и многих мест в Швейцарии лежат на 3-4° севернее Ведено – окружного центра одного из чеченских районов. Протяжение горной Чечни с севера на юг составляет около 70 км, площадь равнялась 5000 км2. Здесь находится целый ряд высочайших вершин Восточного Кавказа: Даков-корт (4500 м), Малый Качу (3900 м), Большой Качу (4200 м), Харгабемта-лам (4100 м), Дзана-корт (4200 м), Хиндой-лам (2550 м). С высоты 1200 – 1500 м над уровнем моря начинаются горные альпийские луга. На территории Чечни располагаются наиболее высокие вершины восточной части Главного Кавказского хребта: Тебулос-Мта (4494 м) и Диклос-Мта (4275 м).
В дореволюционной литературе принято было делить Чечню на две части: Большую и Малую. Большая Чечня – это районы, расположенные по правобережью р. Аргун до р. Аксай. Малая Чечня занимала левобережье р. Аргун, включая горную часть и Надтеречье. С севера и запада Чечню ограничивал Терек и Качкалыковский горный кряж, отделяющий ее от Кумыкской степи, на юге ее граница – Андийский хребет, а на востоке – р. Акташ, которая отделяла Чечню от Дагестана.
После завершения войны на Северо-Восточном Кавказе 8 февраля 1860 года была образована Терская область, в состав которой вошла большая часть чеченской территории. Границы этой административной единицы не совпадали с границами поселений различных народов, что вызывало возмущение у населения и зачастую мешало самой власти. Так, первоначально салатовцы (дагестанцы), почти полностью вошли в состав Терской области. Однако 20 июля 1861 года большая их часть в административном порядке отошла к Дагестанской области. Границей между Терской и Дагестанской областью был принят Андийский хребет. В связи с этим изменением областных границ многие села, населенные чеченцами, вошли в состав и Дагестанской области, из-за бюрократических преград чеченцы стали терять связь с родиной. В силу того, что Советский Союз во многом сохранил традиции административного разделения Российской империи, пограничные чеченские села остались в ведении дагестанской власти и в советский период. В царское время одна часть чеченских сел были приписаны к Терской области, другая к Дагестанской области, а третья часть отошла к Тифлисской губернии. Уже с XIV века чеченцы поселялись на западе Кумыкских равнин. Имеется предание, в котором говорится, что один из главных исторических центров Кумыкии – Костек основал цонтороевец по имени Кестик (Коьстик). Предание гласит, что Кестик был сыном Эжа, основателя Цонтороя (Цонторой находится в центре Ичкерии). В XIV веке появились чеченские селения: Герменчук, Чечен-аул, Цонторой, Курчалой и многие другие населенные места. В 1889 году по подворному статистическому учету численность чеченцев достигла 186 618 человек. Из этого числа чеченское население Хасав-Юртовского округа составило 15 637 человек. По сведениям Г. Радде, в 1876 году путешествовавшим по Хевсуретии (Грузинский район), общее число жителей трех кистинских (вайнахских) обществ (Саханоевское, Майстинское и Джокольское) достигало в середине 1870-х годов 1911 человек.
Кавказ по величине составлял 48 часть Российской империи. Чеченцы занимали северо-восточный угол отрога Кавказских гор, известного в XIX столетии под именем Андийского хребта, а также протянувшуюся перед этими горами долину, орошаемую реками Тереком и Сунжей и их притоками. Вся занятая чеченцами территория, считая и земли, отошедшие под поселения Сунженской и Терской казачьих линий, простиралась в долину, с востока на запад, приблизительно на 130 верст и в ширину, с юга на север на 100 верст. По спискам 1883 года всех населенных мест в Терской Области значилось 957. Чеченское население было самым многочисленным. Все население Терского казачьего войска размещалось в 77 станицах и 102 хуторах. Терская область была разделена на округа и участки, хотя по некоторым документам Центрального Статистического комитета, она называлась Терской губернией, которая делилась на волости и уезды.
Чеченец – этническое название чеченцев. Этот термин присутствует в договоре калмыцкого правителя Аюк-хана с Иваном Грозным. Исходит из древнего санскрита – праязыка, основы индоевропейских языков. Чечен, шашан, сасан – в значении дипломат, красноречивый человек, обладающий гибким умом, умеющий разрешить любое сложное дело без применения оружия. Шешен, чачан – в значении красноречивый человек сохранилось в тюркских языках. Вот как описывали чеченцев в XIX веке путешественники: «Преобладающий тип горного чеченца: среднего роста, строен, сухощав, с резкими чертами и быстрыми глазами. Горные чеченки, в общем, очень красивы: с тонкими ноздрями, нервными губами и большими черными глазами. Они красивее кабардинок, осетинок и кумычек».
В конце XIX века насчитывалось порядка 700 чеченских населенных мест. Каждое из них имело свое оригинальное название. Наименованием «улус» в русском языке обозначалось селение; бытовавший в русском языке татарский термин «юрт» в числе прочих обозначал и «владение», «область», «земля». В чеченском языке под «юртом» подразумевалось плоскостное село.
Слово «Калa» произошло от арабского «укрепление», «цитадель», «замок» – например, чеченское село Итум-Кала, предположительно имеет такую историю. «Су», в переводе означает «вода» – чеченское село Исти-Су. Например, находится рядом с рекой. Названия многих чеченских аулов оканчивалось на «хой». Слово это имеет значение «лес», а также «пост» и «пикет». Слово это сохранилось со времен Шамиля, пикеты которого были расставлены в этих местах. «Лам» – называют горы, покрытые снегом и лишенные растительности. Название «Корт» носят вершины, которые только зимой покрываются снегом. Словом « арс» обозначают горы, поросшие лесом.
25 августа 1859 года с взятием Гуниба владения Российской империи в Европе увеличились до 15 401 кв. версты на Северо-Восточном Кавказе, а 21 мая 1864 года в пределах Западного Кавказа еще были присоединены 32 088 кв. версты. На карте, представленной И. Стрельбицким, верхнее течение Терека, его правая и левая сторона, до 1859 года не входила в состав Российской империи, а принадлежала чеченцам. Эта территория была обозначена на карте Генерального Штаба как Чеченская земля. После завершения Кавказской войны на чеченской территории начался административный передел земли.
Представление об антинародных аграрных мероприятиях царизма может дать следующий факт – после упрочнения царской власти и удаления жителей Притеречной полосы в горы в 1840 году из 16 аулов, расположенных на правой стороне реки Терек, осталось только 3: Кень-Юрт, Аду-Юрт и Брагуны. Что касается селений на левом берегу Сунжи, то генерал Вельяминов в 1831 году истребил деревню Ачехи, в 1831 году – все деревни от Казакичу до Алхан-Юрта. Отобранные таким образом земли от Терека до Сунжи, площадью в 375 тыс. десятин были объявлены казенными и отведены для сооружения здесь пограничных укреплений, солдатских поселков и казачьих станиц 1-го и 2-го Сунженских полков. Так, пограничная линия, перемещенная с Терека на Сунжу, стала исходным рубежом для дальнейшего расширения южных границ царской администрацией. По свидетельству М.Т. Лорис-Меликова «…чеченское население уступило казакам почти половину своих земель, годных для хлебопашества». К началу XIX века на правом берегу реки Сунжи насчитывалось 24 чеченских села.
В результате колонизационной политики на месте аула Тезен-Юрт в 1861 году возникла станица Воронцова-Дашкова; вместо села Магомет-Хите в 1847 году стала Вознесенская, на месте аула Ах-Барзе – в 1861 году станица Нестеровская, а Ахки-Юрт в 1859 году стал станицей Сунженской. Станица Троицкая была основана в 1845 году на месте орстхойского аула Обург-Юрт, станица Ассиновская на земле села Эха-Борзе. Две станицы: Самашкинская и Алхан-Юртовская были основаны на месте прежних аулов с теми же названиями. Аул Чулию-Юрт был основан в 1809 г., затем на его месте появилось казачье село Знаменское.
На территории нынешнего города Грозного находилось более 20 чеченских аулов и хуторов, которые были уничтожены войсками генерала Ермолова. Современники свидетельствуют, что в середине XIX в. расположенные напротив крепости Грозной аулы Кули-Юрт, Янги-Юрт, Сорочан-Юрт и Старосунженский своими минаретами и пирамидальными тополями придавали крепости больше мусульманский, нежели христианский облик. К концу Кавказской войны население «грозненских» чеченских аулов составляло 1032 человек. Разросшийся с течением времени город «поглотил» места, где они находились, а жители аулов были вынуждены покинуть родные места. В 1875 году в Грозном проживало 16 чеченцев, в городе были введены ограничения на проживание для чеченцев. В 1877 году в числе жителей города было 90 чеченцев. Большую часть мусульман составляли военные из состава горской милиции, выведенной впоследствии из города.
В процессе аграрной политики царизма на месте бывших чеченских сел и хуторов только за два года (1845-47 гг.) были построены станицы Слепцовская, Троицкая, Михайловская, Ассиновская и Магомет-Юртовская с населением в 9602 человека, или 1770 10 казачьих дворов. В связи с передвижением цепи казачьих поселений на юг, путем конфискации горской земли, областной администрации пришлось «уплотнять» чеченское население, укрупняя села. Стали неимоверно расти такие аулы, как, например: Старый Юрт, Ачхой-Мартан, Шали, население которых нередко превышало 1000 дворов. Особенно многочисленным было село Урус-Мартан, которое называли столицей Чечни. Образованию крупных поселений на равнине в немалой степени содействовала деятельность царской администрации, для которой наличие большого числа мелких поселений было невыгодно с точки зрения управления и осуществления надзора за состоянием умонастроения коренного населения. Поэтому командование Кавказской линии в течение всей первой половины XIX в. предпринимало меры по укрупнению мелких поселений. Так, в 1840-х годах было сведено в одно гигантское поселение Урус-Мартан численностью 1600 дворов население, жившее по рекам Мартану, Рошни-чу, Теньге. Население ущелья реки Гехи (Чермхой-Юрт, Мозгорой, Магома-Ирзау, Мачи-Юрт, Сунтой, Дахни-Ирзау, Зандак и др.) поселено в одно селение Гехи, насчитывавшее около 600 дворов. Прославленный Чечен-аул, один из древнейших и наиболее выдвинутый в направлении равнины, от которого идет современное наименование чеченцев, был, по преданию, столь велик, что якобы некий всадник, задумавший объехать его, заморил своего коня. В начале XIX в. были селения-гиганты, как, например, Большие Атаги, Истису, Герменчук, достигавшие 500, 600 и 700 дворов. Столь крупный размер чеченских селений на равнине был обусловлен рядом причин. Прежде всего, к укрупнению поселений жителей толкала внешняя опасность, а с другой – более глубоко зашедший процесс классового расслоения по сравнению с населением горных обществ. В 1866 году в селе Ачхой-Мартан насчитывалось 373 двора. За 20 лет их число выросло до 730, т.к. сельское общество приняло 157 семей, возвратившихся из Турции, и 39 семей, переселившихся с гор, кроме того, 161 семья составила естественный прирост населения. Между тем количество первоначально выделенной сельскому обществу земли оставалось прежним, что и приводило к непрерывному обезземеливанию горцев.
Обычные чеченские селения – это небольшие аулы, окруженные разбросанными по лесам и берегам рек небольшими хуторами, где земли было вдоволь для каждого члена семьи. Горные чеченцы зачастую жили в селах, насчитывающих всего 2-3 двора. Данные Межевой комиссии, работавшей в 1864-69 гг. в Чеченском отделе Терской области прямо говорят о том, что до присоединения этого района царской России в чеченской семье на один двор приходилось от 30 до 100 десятин земли.
В результате административного переселения чеченцев с гор на плоскость, плотность населения увеличилась, приведя к значительной нехватке земельных угодий для нормальной жизнедеятельности. Кроме того, в Чечне естественный прирост населения превышал средний по России на 0,2 %. Такая плотность населения оказалась выше средней по европейской России, где с городским населением она не достигала 21 человека на кв. версту. Сельского населения в России приходилось 18,3 душ на кв. версту, в то время как, на Чеченской территории насчитывалось 22,76 человек на кв. версту. На казачьей территории на одну кв. версту приходилось 8,6 душ. На одно населенное место в Чечне приходилось 422 человека. В некоторых чеченских районах земли было так мало, что ее измеряли не десятинами, а загонами и числом дней пахоты. Обычно загон представлял собой пахотный участок от четверти десятины до полосы шириной в две сажени. Судя по данным Д.А. Малютина и по семейным спискам 1886 года, численность чеченской семьи (двора) в среднем достигала 5-6 человек. «Дым» состоял из одной или нескольких родственных семей, живущих вместе. Там, где в «дым» входила одна семья в 5-8 человек – земли на душу населения приходилось больше, а там, где несколько семей – меньше. Были «дымы», включавшие в себя несколько малых семей (большая семья), насчитывавшие до 20 и более человек. В ауле Шикарой на реке Шаро-Аргун, в трехэтажной башне жило в начале ХХ века 12 семей. Во время переписи 1897 года выяснилось, что больше всего 16 034 хозяйства, состоящих из 6-10 лиц, насчитывалось в Грозненском округе. Так называемые большие семейства во многих случаях имели не патриархальную, а капитальную основу. Если более пристально приглядеться к большим семьям, то они не представляли единой ячейки в полном смысле этого слова. Обычно в одном дворе находилось 2-3 дома, в которых, по сути дела, жили 2-3 самостоятельные семьи. Юридически они считались одной семьей, для того, чтобы не дробить накопленные богатства, скот, земли, да и налогов приходилось платить меньше, ведь их собирали не «по душам», а с «дыма» двора.
АЗЕРБАЙДЖАН. В Баку прошло заключительное пленарное заседание СОР29
АЗЕРБАЙДЖАН. Забег в честь Дня города Кельбаджар пройдет в Баку
СЕВАСТОПОЛЬ. В Турции перестали обслуживать банковские карты UnionPay
СЕВАСТОПОЛЬ. Фильм севастопольцев о трудовых династиях победил в конкурсе «Моя земля – Россия»
АСТРАХАНЬ. Глава СКР заинтересовался двумя инцидентами в Астраханской области
СЕВАСТОПОЛЬ. В Севастополе для школьников провели викторину «Не попади в сети»