ДАЙДЖЕСТ: |
Прошло много лет с тех пор, как молодой автор и исполнитель Ибрагим Кагерманов впервые исполнил песню «Барият», которая едва ли не с этого дня стала шлягером. Ее пели повсюду, она звучала во всех радио- и телепередачах. Очень мелодичная и очень задушевная, эта песня о любви и нежности никого не оставляла равнодушным. И голос певца, такой знакомый и любимый, проникающий в самое сердце слушателей, точно обволакивал мягким бархатом, звенел и рассыпался чистым серебром на высоких нотах. В нем было столько выразительности, столько искренности, что все неминуемо подпадали под обаяние исполнителя. Ничто не могло испортить впечатления – ни плохое качество пленок (представители старшего поколения, думаю, помнят эти «бобинники»), на которые в первую очередь записывались тогда популярные песни, ни вконец заезженные частым использованием пластинки – ведь тогда еще не было ни кассет, ни дисков.
В те дни мне довелось побывать в Дагестане. Каково же было мое удивление, когда я услышала, как отовсюду звучит столь любимая в Чечне кагермановская «Барият»! Я убедились тогда, что в соседней республике песня не менее популярна, чем на родине.
Да разве только одна «Барият» имела тогда такой феноменальный успех? «Баркалла», «Хьуна моьтту…», «Гуьйре», «Даймехкан аре», «Сан ойла» — вот далеко не полный перечень песен Кагерманова, популярных в 70-80-е годы. Их исполняли чуть ли не все эстрадные исполнители в республике, им подражали, на них учились слагать песни. Настоящие шлягеры тех лет, они и сегодня исполняются артистами эстрады, и сегодня находят отголоски в душах благодарных слушателей.
– Композитор, музыкант и певец Ибрагим Кагерманов имеет своеобразную манеру исполнения, – говорит народный писатель и известный журналист Леча Абдулаев. – После классиков чеченской эстрады Валида Дагаева, Султана Магомедова, Кагерманов – представитель нового поколения – внес свежую струю в музыкальную жизнь нашей эстрады. Он обогатил нашу музыку. Он никогда не работал на конъюнктуру, работал только в интересах искусства. Он расширил границы песенного жанра и обогатил своим творчеством чеченскую музыку. Во всех ипостасях – как композитор, музыкант и певец – он был и остается профессионалом.
«Баркалла хьуна, хьомениг…» – одна из лучших песен не только композитора Кагерманова, но и одна из лучших песен во всей чеченской эстраде. Едва ли не с первого дня исполнения певцом она стала настоящим хитом. Непостижимым образом (ведь тогда не было таких технических возможностей, как сегодня) она зазвучала отовсюду. В ней, как и во многих песнях Кагерманова, произошло три совпадения: прекрасные слова совпали с чарующей мелодией, и то, и другое совпало с редким по красоте звучания исполнением. Так рождаются песенные шедевры. Сегодня, к сожалению, нет таких песен и нет таких исполнителей (за редким исключением), когда поют не только голосом, но и душой.
Ибрагим родился и рос в семье, где знали толк в музыке и любили народную песню. Его отец, Тита Кагерманов, виртуозно играл на дечиг-пондаре и долгое время работал с Халебским, а тетя знала много песен и исполняла их с таким мастерством, так, что брала всех за душу. Мать Ибрагима – Хурмат, хоть не пела, но любила слушать музыку. Так что сама среда взрастила будущего композитора и певца.
Когда Кагермановы в 1958 году вернулись из Казахстана на свою историческую родину (Тита родом из Гелдагена), они на некоторое время обустроились у дяди Ибрагима в Гудермесе. Потом семья уехала в станицу Старогладовскую Шелковского района, но наш герой остался у дяди, так как учился в местной музыкальной школе, где получил образование по классу аккордеона. Затем он успешно окончил Грозненское музыкальное училище. Учиться здесь было и трудно, и почетно. «Пропорхать» и получить диплом тогда не получалось. Потому и знания студенты получали основательные, потому и выпускники в большинстве своем становились профессионалами.
– Где-то с конца 60-х годов Ибрагим Кагерманов работал у нас, в сельском Доме культуры с. Урус-Мартан, – говорит известный певец, народный артист ЧР, член президиума Мирового артийского комитета Северного Кавказа Магомед Ясаев. – Я любил бывать там во время репетиций. Незаметно пробирался в задние ряды и слушал. Среди всех артистов выделялся Кагерманов. Выделялся душевностью исполнения. Все его тогда любили, он был в центре внимания. Где бы он ни был, он был большим авторитетом в культуре, в сфере искусства. Его песни были очень востребованы тогда – такие, как «Барият», «Баркалла», «Гуьйре». Последняя, к слову, и сегодня в моем репертуаре, как и ряд других песен, так как они о добре, любви, возвышенном отношении к женщине, к человеку вообще – одним словом, о том, что является непреходящими ценностями. Все это присутствует в песнях Ибрагима Кагерманова.
Я считаю его одним из своих учителей вокала, музыки. Я уже в школьной самодеятельности пел его песни. В то время прямых контактов с Ибрагимом Кагермановым у меня не было. Однако когда я начал работать на сцене в ансамбле «Илли», я с ним часто встречался и встречи эти были для меня бесценны: он предлагал мне свои песни, я их исполнял в ансамбле и пел сольно, и даже само общение с ним обогащало меня духовно, служило дополнительной мотивацией для дальнейшей работы... Много выступлений у меня было по его песням на радио, на телевидении.
Ибрагим Кагерманов оставил огромный след в чеченской музыкальной культуре. Многие из его песен и сегодня, спустя десятилетия после их написания, востребованы и любимы слушателями. А все потому, что песни были понятны и близки чеченцам, их духу, их мироощущению и миропониманию, потому что в них говорится о высоких чувствах и помыслах – и все это на благородном, красивом, истинно чеченском языке… Чего не скажешь о сегодняшних музыкальных произведениях, которые мы слышим повсюду – по радио, телевидению. Так называемых певцов, которые исполняют «ширпотреб», к сожалению, очень много. Но творчество Кагерманова всегда отличалось профессионализмом, высокой одухотворенностью, серьезным, благородным отношением к слову и отвечало чаяниям и потребностям нашего народа. В этом главная его заслуга, главная ценность его творчества, его отношения к своей работе, к людям.
Уверен, что даже через много лет творчество Ибрагима Кагерманова будет востребовано, о нем будут вспоминать, о нем будут говорить, писать, ибо это – явление в нашей музыкальной культуре.
– А что Вы скажете о нем как об аккордеонисте?
– Все, хоть сколько-нибудь сведущие в музыке, знают, что подобного ему аккомпаниатора, аккордеониста в нашей республике нет. Имею в виду – из числа чеченцев. Конечно, были представители других национальностей, к примеру, Кирилл Иванович Хрисаниди – он был руководителем оркестра Радиокомитета Чечено-Ингушской республики. Это был гениальный аккордеонист и композитор. А вот среди наших музыкантов подобного аккомпаниатора и аккордеониста не было. Надо пояснить, что в данном случае Умара Димаева я в расчет не беру, потому что он играл на национальной гармонике, а аккордеон, как мы знаем, инструмент академический, западноевропейский. Родиной аккордеона, по-моему, является Германия. Так что осмелюсь утверждать, что в плане владения аккордеоном равных Кагерманову среди наших соплеменников не было.
Ибрагим Кагерманов аккомпанировал многим нашим певцам: Султану Магомедову, Мовладу Буркаеву, Осману Имагожеву и многим другим... Он работал с самыми знаменитыми нашими руководителями оркестров – такими, как Саид Димаев, Зайнди Чергезбиев, работал в ансамбле «Вайнах», со многими оркестрами районных Домов культуры. Кагерманов много работал с детьми, подростками, воспитал большое количество молодых талантов, и сегодня его ученики успешно трудятся в государственной филармонии, в музыкальных школах республики, колледжах искусств. Одним словом, этот человек внес огромный вклад в развитие музыкальной культуры нашей республики. Однако при этом Ибрагим Кагерманов по сегодняшний день живет на съемной квартире (его квартира была разрушена во время боевых действий), вынужден постоянно переезжать с места на место, потому что чужая собственность – это чужая: то становится непосильной квартплата, то хозяин передумал сдавать жилье. Думаю, Ибрагим достоин большего внимания и участия – ведь таких профессиональных артистов у нас очень мало.
– Даже если говорить только о его даровании как композитора…
– Вы абсолютно правы! У него великолепные песни! А исполнение? Вы слышали записи, сделанные Ибрагимом в молодости, так сказать, «на пике голоса»?.. Это ведь шедевры, причем шедевры на века: невероятно красивый, самобытный голос, доходит до сердца каждого слушателя. А ведь он специально вокалу не обучался. И он остался в сердцах представителей старшего поколения. Ибрагим Кагерманов сумел оставить неизгладимый след в сердцах благодарных слушателей нескольких поколений. Напрашивается аналогия с Марком Бернесом, который не имел выдающегося академического голоса, но обладал таким проникновенно красивым тембром, что стал мировой известностью, и особенно любимы были его песни военной тематики. Точно так же – только в песнях о любви, о родине – громко заявил о себе в вокальном искусстве в 70-80-х годов и Кагерманов. Словом, он свое знамя пронес с достоинством. Дай Бог ему здоровья и счастья, многих лет жизни и творчества.
В разные годы Ибрагим Кагерманов принимал участие во многих республиканских и всероссийских фестивалях и конкурсах. В 1972 году он стал лауреатом Всесоюзного конкурса молодых исполнителей в Москве, в 1978 году – дипломантом Всероссийского конкурса молодых талантов. В его «копилке» есть и почетный диплом, подписанный народным артистом СССР И. Кобзоном.
Кагерманов не только виртуозный аккордеонист, автор многих песен-шлягеров, но и автор популярных инструментальных произведений – «Кавказская лезгинка», «Шалинская лезгинка», «Ачхой-Мартановская лезгинка», «Молодежная лезгинка» (последняя известна в народе как «Кагермановская»).
В чем же был секрет популярности? Думаю, не только в силе его теплого, чарующего голоса, но и в силе искренности его исполнения. Ведь тогда не было концертов под фонограмму, все исполнялось вживую. И еще – в простоте и скромности самого исполнителя: ведь даже на пике своей популярности Ибрагим оставался доступным, в высшей степени скромным и отзывчивым человеком.
Ибрагим Кагерманов воспитал не одно поколение эстрадных исполнителей в инструментальном и певческом направлении. Многие артисты, и ныне выступающие на сценических подмостках, росли на песнях и музыке Кагерманова. Его музыкальные произведения еще с советских времен использовались профессиональными танцевальными коллективами – в частности, в «Вайнахе». Сам певец и по сей день принимает активное участие в различных процессах музыкального и культурного характера.
– Мы выросли на его песнях, – говорит давняя поклонница творчества певца Сацита Тимиркаева. – Они, в особенности, когда он сам их исполняет, вызывают светлые чувства, возвышают душу, а иначе зачем и петь? С самого начала Ибрагим Кагерманов достойно идет по избранному пути, он и сегодня неустанно трудится, создавая настоящее искусство – это вечные ценности. Если бы он не работал с таким увлечением, разве он стал бы профессионалом? Ведь талант подобен алмазу: чтобы он стал бриллиантом и обрел настоящую ценность, ему необходима тщательная огранка и шлифовка. Кагерманов использовал все шансы, которые ему были предоставлены. Он многого достиг и отдавал все силы искусству, песне. И бывает обидно, когда такие люди не оцениваются по достоинству, как они того заслуживают. Ведь, насколько мне известно, Кагерманов является народным артистом Республики Ингушетия, а у нас в республике – только заслуженным артистом. Парадокс, да и только!
Несколько лет назад в Чечню приезжала съемочная группа из Московской киностудии, чтобы снять фильм о музее Л. Толстого. В этом фильме прозвучало несколько музыкальных произведений Ибрагима Кагерманова. В нем же прозвучали и песни в исполнении сына и дочери певца – Идриса и Рашан. Они неоднократно становились лауреатами Всероссийских фестивалей: в Москве, Питере, Ростове, Челябинске, Грозном, они вошли в энциклопедию «Одаренные дети России».
Ибрагим Кагерманов – не только прекрасный композитор и певец, но и талантливый педагог. Он щедро делится своим мастерством с начинающими исполнителями. Когда-то он помогал делать первые шаги на их творческом пути И. Усманову, Т. Дадашевой, С. Такаеву, Х. Расаеву и другим. Его воспитанницами являются и Лиана Дудаева, и Зезаг Садулаева. В настоящее время Ибрагим Кагерманов работает руководителем по вокалу в Республиканском центре развития творчества детей и юношества. В его вокальной группе – два десятка талантливых ребятишек, некоторые из них уже сегодня могут выступать на профессиональном уровне. По итогам проходившего в Грозном отчетного концерта, и в ходе которого свое мастерство демонстрировали воспитанники детских творческих коллективов Чечни, лучшими были признаны танцевальный коллектив «Кавказ» и хор под руководством Ибрагима Кагерманова. Это говорит о том, что Ибрагим Кагерманов состоялся не только как певец и композитор, но и как учитель и наставник.
Завершая очерк, приведу слова народного артиста ЧР Имрана Усманова:
– Могу сказать об Ибрагиме только хорошее. Очень грамотный, талантливый музыкант, обладает даром подбирать репертуар. Очень искренний человек, как ребенок, влюблен в жизнь, в друзей. Щедро делится своим богатейшим опытом, поддержит любого, кто нуждается в его помощи, он вообще безотказный. Он прекрасный певец и аккордеонист. Я по сей день исполняю его песни.
В заключение Усманов пожелал своему коллеге долгих лет жизни, творческих успехов и удачи. Мы присоединяемся к пожеланию. И надеемся, что успехи творческие повлекут за собой, наконец, и материальные блага, как того и заслуживает автор песенных шедевров.
Умиша Идрисова
АБХАЗИЯ. Москва рассчитывает на сохранение союзнических отношений с Абхазией
ИНГУШЕТИЯ. Антимонопольщики Ингушетии оштрафовали онкодиспансер за задержку оплаты лекарств
АБХАЗИЯ. Бжания усомнился в искренности симпатий Саломе Зурабишвили к абхазской оппозиции
АБХАЗИЯ. Протесты и море: откажутся ли россияне от отдыха в Абхазии?
КРЫМ. Пьяный 35-летний керчанин забил отца до смерти кочергой