АРМЕНИЯ. В ближайшее время Национальное собрание обсудит вопрос создания комиссии по веттингу. На прошлой неделе в парламенте состоялись слушания на тему переходного правосудия, на которых говорили о люстрации, являющейся инструментом переходного правосудия, однако консенсуса по ней не было, поскольку люстрация содержит риски, нарушение прав человека и прочее. Однако наблюдалось общее согласие в связи с другим инструментом – веттингом. О возможных рисках осуществления веттинга мы побеседовали с депутатом от фракции «Мой шаг», членом постоянной комиссии по государственно-правовым вопросам Николаем Багдасаряном.
Николай Багдасарян, в целом, не видит рисков в применении веттинга. Этот инструмент применяется для проверки качеств принимаемых на работу новых и фильтрации уже имеющийся сотрудников, отметил депутат в беседе с «АЖ».
«Веттинг используется в рамках переходного правосудия или постоянно. К примеру, в Англии этот инструмент необходим, чтобы стать государственным служащим, ты должен обязательно пройти через веттинг», - сказал Багдасарян, отметив, что, таким образом, инструмент сам по себе не опасен, в отличие от люстрации.
На вопрос «Айкакан жаманак»: есть утверждения, что лица, входящие в состав комиссии по веттингу, и сами должны пройти через этот процесс, в таком случае, кто будет применять веттинг к ним, - Багдасарян ответил: эксперты, назначенные международными организациями, лица, пользующиеся высоким авторитетом у международной общественности:
«В моем представлении, для включения в комиссию по веттингу должны быть выдвинуты кандидаты, скажем, 15 человек, из которых в дальнейшем в результате веттинга останутся пятеро, они и будут назначены».
Что касается возможных коррупционных рисков в комиссии, депутат считает, что механизм не содержит таких рисков: в конце концов, комиссия не будет заниматься прекращением полномочий судей, она будет собирать документы, проверять факты, потом передавать их в соответствующий компетентный орган:
«Веттинг в рамках переходного правосудия должна осуществлять независимая комиссия, а как системный орган – действующие системы. Если мы делаем это в рамках переходного правосудия, то процесс должен осуществляться независимой комиссией. Во-вторых, как во время слушаний отметил председатель «Армянской ассоциации юристов» Карен Задоян, должна быть предоставлена возможность использовать «гуманитарный коридор», чтобы если определенные судьи не прошли в комиссию, они могли просто выйти из системы, не подвергаясь какому-либо преследованию», - пояснил юрист.
Есть мнение, что веттингу должна подвергаться не только судебная, но и вся правовая система. Николай Багдасарян на это ответил, что веттинг осуществляется в судебной системе, в рамках лиц, принимающих политические решения, в следственном аппарате, в вооруженных силах, в силовых структурах и в единичных случаях – в системе образования; во всех аппаратах, кроме судебного, вопрос осуществления веттинга связан только с политическим решением:
«По части судебной системы он отличается, поскольку существует вопрос иммунитета судей, установленного Конституцией. Процесс осуществления веттинга для судей должен регулироваться отдельным законом, для остальных – отдельным».
На вопрос: то есть возможно, в ближайшее время этот инструмент будет применяться и в правовой системе, - Николай Багдасарян ответил, что теоретически не исключает этого, но по части необходимости сказал, что веттинг осуществляется в случае недоверия к какой-либо системе:
«Если система действует нормально, есть доверие, то нет смысла в веттинге. А если существует проблема с качеством работников, то можно проводить аттестацию и без этого инструментария».
На наше замечание, что большинство граждан Армении годами не доверяло силовым структурам: полиции, СНБ и остальным, - появилось ли доверие теперь, а следовательно, нет ли необходимости в веттинге, Николай Багдасарян ответил: данные, представленные недавно прокуратурой РА, показывают рост общественного доверия:
«У меня нет частного исследования, но согласно этим данным, вдвое возросло количество обращений граждан, также зарегистрирован рост раскрытия преступлений, что означает, что есть и определенный рост общественного доверия», - заключил наш собеседник.
checheninfo.ru