ДАЙДЖЕСТ: |
Помимо того, что Каспий на весь мир известен своей черной икрой, он еще является самым крупным внутренним водоемом в мире. Даже пять прибрежных стран, окружающих его – Азербайджан, Россия, Казахстан, Туркменистан и Иран – долгие годы не могли договориться о том, является ли он озером или морем. Но после решения проблемы правового статуса, для туристов открылись возможности интереснейших путешествий.
Море или озеро?
Называть Каспий озером или морем – это совсем не вопрос семантики. До распада Советского Союза в 1991 году прикаспийскими странами были только Иран и СССР. В последующие 27 лет пять государств, которые претендуют на богатые ресурсами воды Каспия, не могли договориться по поводу его правового статуса.
Ставки были высоки. Во-первых, в нем водятся осетровые, главный источник черной икры (хотя в настоящее время ловить осетра там практически запрещено). Во-вторых, по некоторым оценкам, в Каспии находится примерно 50 млрд. баррелей нефти и 290 триллионов кубических футов (1 фут=0,3 м) газа. Если Каспий признается морем, тогда, по международном праву, его морское дно делится между прибрежными странами в соответствии с их береговой линией. Наиболее выгодно это Казахстану, у которого самая длинная береговая линия. И совсем не выгодно Ирану, у которого линия берега самая короткая. Если же Каспий признают озером, то дно поделят поровну.
В августе 2018 года лидеры пяти государств встретились в казахстанском морском городе Актау, чтобы подписать историческое соглашение, согласно которому каждой стране достается 15-мильная суверенная зона у берега, далее идет рыболовная зона шириной в 10 морских миль, а затем общие воды. Теперь у Каспия есть специальный правовой статус, однако вопрос о том, как поделить дно, остается открытым. Тем не менее, все это означает, что Каспийские воды открыты для новых туристических возможностей, включая круизы.
Универсальный лайнер
Сегодня в волжской Астрахани строится новый круизный лайнер «Петр Великий». В нем будет 155 кают для 310 пассажиров. Предполагается, что он будет спущен на воду уже этим летом, хотя точной даты пока не называется, и билеты не поступали в продажу (прим. «Вестника Кавказа» – лайнер был спущен на воду 24 мая). Оператор лайнера, «Столичная судоходная компания» заявила, что планирует запустить 7-ми и 14-дневные туры по Каспийскому морю, с остановками в портах Азербайджана, России, Казахстана, Туркменистана и Ирана.
Кроме того, размеры корабля (141 м на 16,8 м) позволят ему ходить по внутренним водам России. Это значит, что он не будет привязан к Каспию, а сможет совершать круизы к Балтийскому и Черному морям. Хотя официального расписания представлено не было, азербайджанские и российские СМИ сообщают, что летом корабль сможет ходить вдоль берегов Волги, а также между Москвой и Санкт-Петербургом. Также его можно использовать для круизов по Черному морю, вдоль российского берега в Грузию и Турцию до города Трабзон. «Петр Великий» станет одним из первых новых круизных предложений на Каспии. Тем не менее, туристическую инфраструктуру в регионе в целом еще предстоит развить до высокого уровня.
Российские реки
Речные круизы появились в России давно. На главных российских реках действуют несколько местных операторов. Российские реки – это мировой круизный бренд. Сегодня крупнейшим игроком на рынке люксовых круизов является компания Viking Cruises, которая начинала с четырех небольших лодок в 1990е годы. В 2018 году Viking перевез 12 тысяч пассажиров.
Каспийское море может стать новой возможностью для роста российской круизной отрасли. Хотя в мире круизы во внутренних морях не так развиты, как в открытых, тем не менее, на некоторых рынках сложились свои традиции, например, в Северной Америке. Старший исполнительный редактор «Круиз Критик» Коллин МакДэниэл приводит в пример круизы по Великим Озерам и говорит, что «корабли, обслуживающие такие туры, немного меньше, что позволяет уделить больше внимания каждому пассажиру. Лайнеры комфортные, еда вкусная, часто в рацион включают местные специалитеты. При этом вряд ли вас застанет сильный шторм, в отличие от круизов по открытому морю. Плюс, порты уютные и красивые».
Что ждет пассажиров?
Площадь Каспийского моря 370 тысяч км2, что намного больше, чем площадь всех Великих Озер вместе взятых. Благодаря этому Каспий может похвастаться разнообразием природных экосистем и прибрежных цивилизаций. У пассажиров «Петра Великого» точно не будет недостатка в красивых видах и достопримечательностях. Им предстоит насладиться очарованием азербайджанской столицы Баку, крупнейшего каспийского города, а также древним Дербентом на юге России, пустынями, открывающимися на восточном берегу моря, и иранской субтропической Ривьерой. Только не забудьте вовремя получить необходимые визы.
Туристический прорыв
В любом случае, большинство пассажиров нового круизного лайнера будут российскими гражданами, а также жителями других прикаспийских стран. «Мы уверены в перспективах этого направления и с нетерпением ждем, когда «Петр Великий» будет спущен на воду. Мы ожидаем большой спрос и интерес к нашему продукту», - заявил генеральный директор российского круизного портала Kruiz.online Денис Крейтсберг. Сложившаяся ситуация стала логичным продолжением развития круизного рынка в России. «Мы видим ежегодный рост в 15-20% в количестве россиян, путешествующих морскими круизами. Большинство из них покупают зарубежные туры», - говорит генеральный директор российского отделения международного круизного портала Dreamlines Федор Егоров.
Имя новому лайнеру подобрали очень удачно: Петр I отвоевал в каспийском регионе много прибрежных земель, чтобы заполучить Каспий. Сможет ли «Петр Великий» наших дней сделать из Каспия новый центр притяжения туристов, покажет время.
ГРУЗИЯ. Илия II поздравил "Грузинскую мечту" с победой на выборах
ГРУЗИЯ. Грузинская оппозиция заблокировала Тбилисский госуниверситет
В Национальном Собрании произошел инцидент между журналистом и сотрудниками СГО Армении
ИНГУШЕТИЯ. За мошенничество при получении выплат осуждена жительница Ингушетии
ИНГУШЕТИЯ. Ингушетия в числе лидеров по реализации мероприятий нацпроекта «Здравоохранение»
ИНГУШЕТИЯ. Майнинг-хищение электроэнергии на 85 млн рублей пресекли в Ингушетии