ЧЕЧНЯ. 31 августа 1996 года, было подписано «Хасавюртовское соглашение». Соглашения 1996 года, завершившие Первую чеченскую войну, вызвали массу споров в обществе. Одни люди говорили, что это уступки терроризму, другие называли их временным компромиссом, у которого не могло быть альтернативы. Политики и военные до сих пор дают неоднозначную оценку этому документу.
Знаковая встреча произошла 31 августа 1996 года в дагестанском городе Хасавюрте, который имеет статус районного центра. Россию представляли секретарь Совета безопасности Александр Лебедь и его заместитель Сергей Харламов.
Со стороны Ичкерии делегатами выступали Аслан Масхадов, бывший тогда начальником штаба Вооруженных сил ЧРИ, и вице-президент самопровозглашенного государства Саид-Хасан Абумуслимов. Членам делегаций были предоставлены широчайшие полномочия. Кроме того, на встрече в качестве наблюдателя присутствовал глава Группы содействия ОБСЕ в Чечне Тим Гульдиман.
В ходе обсуждения мирных условий было разработано и озвучено совместное заявление о принципах будущих взаимоотношений России и Ичкерии. Именно эти договоренности и есть Хасавюртовские соглашения. Они были выделены в отдельный документ и подписаны всеми уполномоченными лицами. Подписание Хасавюртовских соглашений ознаменовало окончание Первой чеченской войны.
Хотя договоренности, подписанные в Хасавюрте, и были одобрены российским правительством, но уже 10 октября Совет Федерации постановил считать их всего лишь своеобразной путевой картой для разрешения конфликта и свидетельством доброй воли сторон, а не имеющим правовую и юридическую силу документом. В том же 1996 году группа депутатов обратилась в Конституционный суд с запросом о том, не нарушают ли данные соглашения Конституцию России. Но ответ последовал практически идентичный, а именно: суд постановил, что документ, подписанный в Хасавюрте, является только заявлением о намерениях политического характера и не может рассматриваться как договор между правительством Российской Федерации и органами власти её субъекта. Таким образом, ещё изначально статус Хасавюртовских договоренностей был поставлен под вопрос органами российской законодательной и судебной власти. Несмотря на это, правительство федерации старалось придерживаться соглашений.