ЧЕЧНЯ. Национальные горские праздники народы традиционно сопровождали спортивными состязаниями в сноровке, силе, выносливости, гибкости, физической подготовке. Забава помогала выплеснуть избыток бушующей энергии, негатива, сплотить горцев. Тут усваивались и нормы поведения, определяя стратегию общения. Игра как художественное действие проходила в тесном сплаве с песенно-танцевальным и устным народным творчеством.
В забавах активно участвовали дети, активизируя функцию самовоспитания, ставя ряд целей, одна из которых быть лидером, вторая — умение работать в команде. Старание достичь целей накладывало серьезный отпечаток на становление личностных черт, характера, способностей подрастающего джигита и воина, защитника семьи, аула, народа.
Чеченцы во время праздничных дней повсеместно проводили состязания: это бег, по традиции в гору, борьба, прыжки с гор в воду, горцы фехтовали, поднимали тяжести, метали камни, бросали аркан, боролись, состязались в акробатике и джигитовке, перетягивали канат над рвом с водой или ямой, практиковали хождение по канату и ходулях, упражнялись в гребле и альпинизме…
У чеченского народа традиционным считался забытый ныне праздник зимнего солнцестояния.Его отмечали общественным пожертвованием солнцу, символизируя его удачный, счастливый выход «из своего дома».
Рождение солнца в далеком прошлом вайнахи отмечали весьма любопытно, сопровождая веселье обрядовой игрой. Джигиты собирались вместе, а потом шумной толпой строили снежную крепость, которая и символизировала дом солнца. В большом количестве заготавливались комья из снега.
И вот наступал день, когда солнечный диск достигал своего дома, призывая к сбору у крепости всех сельчан.Горцы с веселым ликованием, криками, общей гурьбой разрушали выстроенный дом-крепость, бросая в стены снежные комья. Уничтожение снежной крепости символизировало разгром и дома солнца, помогая небесному светилу благополучно выбраться и своего зимнего убежища, иначе, покинув тот темный свет, солнце возвращалось к миру живых людей.
Интересны записи ингушского этнографа Чаха Эльмурзиевича Ахриева о наличии у чечено-ингушского народа обряда постельных поминок, сопровождаемых скачками и стрельбой из лука. Ингуши и чеченцы верили, пока не устроят скачки на поминки, дух покойного не сможет покинуть погребальное ложе.
Конные скачки считались вроде средства, помогающего душе покойного покинуть тело и перейти в иной мир. Народы Кавказа верили, что дух покойного в вечном мире не должен оставаться без лошади. Похоронные и поминальные скачки посвящали душе усопшего. В состязании побеждает лошадь, которую избрал для себя усопший.
Май в мусульманском календаре считался месяцем раскрытия зрелости, мужественности у подростков, не достигших еще своего пятнадцатилетия. В мае чеченцы ежегодно устраивали разные активные игры, включая скачку, джигитовку, выявляя знание обрядовой деятельности и традиций своего народа. Молодое поколение готовилось к экзамену год. Выдержав все испытания, юноше присваивалось звание джигита. Тот, кто экзамен не прошел, готовился к следующему маю. Кто трижды не смог преодолеть препятствия, награждался званием «ленивец», теряя уважение у жителей аулов.