ЧЕЧНЯ.История возникновения и развития физической культуры и спорта в краю вайнахов своими корнями уходит в далекое прошлое. Уже в период расселения чеченцев и ингушей на горной территории, прилегающей с юга к Закавказью, с севера к обширным Северокавказским степям, проводились состязания по бегу, прыжкам, борьбе и скачкам.
Так, в записках епископа Зихийской епархии Долмана (VI век нашей эры) имеется упоминание о проводившихся во II веке состязаниях пловцов, победитель которых — горец — был награжден венком и «римской», то есть византийской, парчой. Кроме этого, в них говорится, что за год до отъезда Долмана на Константинопольский вселенский собор (525 год) состоялись состязания по бегу, борьбе и скачкам в честь какого-то знатного иностранца. Победителям по каждому виду состязаний были преподнесены подарки
Чеченцы уже в глубокой древности занимались спортом. Об этом свидетельствуют останки предназначенного для спортивных состязаний старейшего на Кавказе стадиона, находящегося на земле общества Пешхой. Кроме того, горцы с раннего детства приучали детей к труду, что также способствовало физическому развитию.
Физвоспитание как система воспитания джигита. Древние чеченцы были убеждены в том, что здоровье, физическая сила не приносят подлинного счастья, если они не соединены с духовной культурой, высокой нравственностью. По традиционным представлениям чеченцев сущность человека состоит из трех начал: физического, душевного и умственного. Гармоничной может быть лишь та личность, у которой все три начала занимают соответственно отводимые им по иерархии места, дополняя друг друга. И потому в далеком прошлом у чеченцев было принято отдавать детей семилетнего возраста на воспитание и обучение опытному и авторитетному представителю чеченского общества. (см. «пхийтара вала» - повзрослеть). Спортивные же состязания и игры сопровождали детей практически всю их сознательную жизнь - бег, борьба на руках, прыжки со скал в воду, поднятие тяжестей, метание камней, бросание аркана, борьба, хождение на руках и ходулях, плавание,, альпинизм. - все это «традиционный набор» маленького джигита. Особой популярностью пользовались конно - спортивные соревнования и соревнования по стрельбе, к примеру, стрельбе на скаку в глиняный кувшин. Этот вид спорта пришел из глубокой древности и требовал исключительной ловкости наездника и большого искусства.
О физвоспитании горянок. В далеком прошлом физическое воспитание горянок мало чем отличалось от воспитания мужчин, ведь им, наравне с мужьями, приходилось скакать на лошади, метко стрелять, охотиться, выполнять тяжёлую физическую работу. Девочек уже малых лет учили верховой езде и умению обращаться с оружием. Есть сведения и о том, что женщины участвовали и в скачках. Так, Обри Де-Ля-Мотре (иностранный путешественник, посетивший Кавказ в начале 18 в.) писал, что горянки «…такие же хорошие всадники, как горцы, настоящие джигиты» они «…подобно мужчинам ходили на охоту и не менее ловко стреляли из лука. Это достаточно подтверждает истинную или ложную историю амазонок… я видел множество всадниц с колчанами за плечами и с луком в руке...» В плане физической подготовки и навыков джигита у горянок показательна история Таймасхи Гехинской (Моловой) - командира отряда мюридов в Кавказской войне 19-го в.
Любопытный факт: Рассказывают в древние времена горянки ежегодно на день уходили, в безлюдные горы, где избирали себе царицу. Выделяли ей свиту и охрану, и в мужском одеянии и при полном вооружении предавались далеко не женским делам - проводили скачки, состязались в стрельбе и джигитовке.