ДАЙДЖЕСТ: |
Сегодня власти Армении вынуждены отвечать на неудобные вопросы матерей военнослужащих, которые погибли или стали инвалидами, неся воинскую повинность. Часто проблемы начинаются с выписок из приказов командиров воинских частей об исключении военнослужащих из списков личного состава. Не редки случаи, когда родственникам приходится доказывать гибель солдата именно в ходе внесения службы, иначе летальный исход может быть квалифицирован как несчастный случай или смерть по состоянию здоровья, а тогда никаких выплат не предусматривается.
Сейчас в Армении срочная служба негласно именуется "налогом на бедность". Косвенно это подтвердил премьер Никол Пашинян, отправивший своего сына на передовую, чтобы продемонстрировать близость к народу. Ни для кого не секрет, что среди отпрысков многочисленной армянской элиты, едва ли наберется десяток-другой тех, кто бы мог говорить об опыте прохождения срочной службы.
Армянская пропаганда не скупится на слова благодарности в адрес участников карабахского конфликта, но в прессе не принято рассуждать о том, к каким печальным результатам привело кровопролитие. Для современной армянской политики карабахский конфликт - тема недискуссионная. Конфликт позволяет политикам уходить от разговоров на социально-экономические темы, привлекать к решению проблем диаспору, наконец, служит пространством для пиара. Любая риторика, так или иначе связанная с темой карабахской войны, но не отвечающая идейному призыву сражаться, не приветствуется в информационном пространстве.
Но за мифологическим представлением о "сакральном" характере конфликта существует иная реальность. Анаит Арутюнян - мать погибшего в апреле 2016 года Григора Арутюняна буквально раздавлена бюрократической машиной, для которой она раз год "мать героя", а в остальные дни – "злостный неплательщик". Она едва сводит концы с концами, выставила на продажу квартиру, надеясь выплатить долги. См. "Как живет в Ереване семья солдата, погибшего в Карабахе". Причем эта трагедия - не единичный случай.
Судьбы семей погибших находятся за рамками публичной политики. Это пространство для маневра политических и социальных структур, для которых существуют понятные лишь им принципы единовременной помощи. Они не раскрываются и представляются обществу как некая данность. По установленным правилам, материальная помощь семьям погибших после 1 января 2017 года может быть в три, а то и четыре раза больше, чем у тех, чья родственники погибли в период эскалации конфликта в апреле 2026 года, хотя тогда потери ВС Армении были значительными. Причем выплаты не учитывают уровня инфляции в стране и не подкрепляются значительными льготами. Политика в области соцобеспечения эфемерна, поскольку направлена преимущественно на поддержание представления о социальной поддержке, но не учитывает реальные доходы и потери той или иной семьи. А ведь жертвами карабахского конфликта чаще становятся семьи из малообеспеченных слоев. Иными словами, там, где заканчивается "героизм", начинаются финансы.
Апофеоз трагедии для каждой семьи, потерявшей близкого человека на войне, - безразличие армянского чиновничества. Власти не несут ответственности за судьбы семей, забирая у них самое дорогое, а порой единственную надежду на будущее. Ситуации, подобные той, в которую попала Анаит Арутюнян, в очередной раз подтверждают, что армянские общество никаким образом не защищено от непредсказуемых последствий карабахской войны.
АРМЕНИЯ. Ильхам Алиев: милитаризация Армении угрожает миру на Южном Кавказе
АЗЕРБАЙДЖАН. Ильхам Алиев принял делегацию Палаты представителей США
АЗЕРБАЙДЖАН. Российский наставник передумал покидать азербайджанский футбольный клуб
АЗЕРБАЙДЖАН. День национального возрождения отмечается в Азербайджане
АЗЕРБАЙДЖАН. Лейла Алиева приняла участие в круглом столе по охране Каспийского моря на COP29
СЕВАСТОПОЛЬ. Бастрыкин потребовал отчет по делу о теракте в Севастополе
АБХАЗИЯ. Не опасно ли сейчас ехать в Абхазию: все, что нужно знать туристу о ситуации в республике
Участников Парламентской встречи на COP29 пригласили на Невский экологический конгресс