ДАЙДЖЕСТ: |
Последние две американские администрации проявляли довольно низкий интерес к кавказской политике. Южный газовый коридор, казалось, строился по умолчанию, а критика азербайджанского правительства со стороны Запада была чем-то самим собой разумеющимся. На удивление спокойно Европа и США встретили революцию в Армении, и последовавшую в скором времени войну в Нагорном Карабахе.
Но американские аналитики уверены, что период пассивности Запада на Кавказе подходит к концу. Сформированная демократическая администрация в США подключится к основным региональным процессам и будет играть более заметную политическую роль, увлекая за собой страны Европы.
Выделяют несколько основных региональных инициатив, которые могут стать базисом для новой политики США на Кавказе:
При всей красоте формулировок приведенные выше направления возможной политики США на Кавказе являются не более чем повторением устаревших и отработанных доктрин. Кавказская политика и глобальная политическая система заметно изменились за последние несколько лет. В этой связи Фарид Шафиев, руководитель азербайджанского Центра анализа международных отношений (Center of Analysis of International Relations) считает, что на большие перемены в политике США рассчитывать не стоит.
Главным связующим звеном между США и Кавказом на данный момент остается Грузия. Президент Байден имеет богатый опыт работы на Кавказе, но наиболее ярко запомнилась его деятельность в Грузии. Именно он в 2008 г. пролоббировал предоставление Грузии миллиардного пакета помощи как раз накануне перехода в кабинет Барака Обамы в качестве вице-президента.
Не случайно руководитель правящей партии «Грузинская мечта» Б. Иванишвили ушел из политики и позаботился о безопасности активов после известий о победе демократа Байдена. В прошлом у них были конфликты. Байден всегда поддерживал М. Саакашвили, так что, отстранив того от власти, Иванишвили фактически ударил по интересам Байдена в регионе.
Главу «Мечтателей» устраивала пассивность Трампа на кавказском направлении, чем он пользовался для дальнейшего укрепления личной бизнес-империи. По некоторым сведениям, Иванишвили даже финансировал избирательную кампанию Трампа, на чем сейчас делают особый акцент его политические противники. Когда же стало ясно, что в Вашингтоне формируется демократическая администрация, лидер «Грузинской мечты» был вынужден уйти с авансцены грузинской политики.
С уходом Иванишвили в тень на первый план вышла президент страны С. Зурабишвили. 22-23 января 2021 г. грузинский президент провела масштабные переговоры в Брюсселе, где ее встречали президент Европейского совета, главы Еврокомиссии и Европарламента, а также генеральный секретарь НАТО. Главным итогом европейского тура Зурабишвили можно считать ее заявление о том, что к 2024 г. Грузия подаст документы на членство в Европейском союзе.
Озвученная Зурабишвили стратагема не стала большой сенсацией для европейцев. Согласно декабрьским опросам американского Национального демократического института (NDI) 80% грузин поддерживают вступление страны в ЕС, в то время как 74% поддерживают вступление в НАТО. В сравнении с показателями июльских опросов зафиксирован рост в пределах 5-7%. Проблема Южной Осетии и Абхазии в большей степени является препятствием для участия Грузии в НАТО, нежели в Европейском союзе. Так что, по большому счету, дорога в большую европейскую семью для Тбилиси открыта.
Тем не менее Брюссель не торопится с этим решением. Во-первых, оно нарушает установившийся порядок. Ближайшими кандидатами на членство в блоке признаны страны Балкан, которым предстоит пройти достаточно длительный путь политической и экономической трансформации.
Во-вторых, и что самое главное, в неопределенном положении находится сама Грузия. Формальный отход Иванишвили от дел не сильно сглаживает тот факт, что страну сковывает политический кризис. Во власти все прочнее закрепляется одна партия. По последним данным руководство всех наиболее влиятельных оппозиционных партий и движений также остались без руководителей. В руководстве оказались молодые никому неизвестные политики, в то время как «старая гвардия» подала в отставку. Не добавляет политической уверенности и продолжающаяся пандемия коронавируса, экономические последствия выхода из которой могут оказаться неподъемными для Тбилиси.
В ежегодном докладе Европейского союза, посвященном исполнению Грузией обязательств по договору о евроассоциации отмечается, что Грузия остаётся верна курсу на евроинтеграцию даже несмотря на разразившуюся пандемию COVID-19. Однако в нем отмечено также, что грузинское общество переживает глубочайшую политическую поляризацию, что замедляет его дальнейшее развитие. Поэтому главной рекомендацией для Тбилиси в докладе указано нахождение внутриполитического баланса.
Существует вероятность того, что новая администрация в США воспользуется этой слабостью и будет оказывать на Грузию большее давление с целью скорейшего достижения в этой стране своих локальных целей. Еще летом 2020 г. американский Конгресс поднимал вопрос о том, чтобы ограничить объемы финансовой помощи Грузии до тех пор, пока национальное правительство не продемонстрирует существенный прогресс в плане реализации демократических реформ.
По некоторым данным, в планы США входит создание на Черном море линии сдерживания России из Украины, Турции и Грузии, причем Грузии в этом проекте отводится особое место как опорной точке на Кавказе, поскольку ее политику будет гораздо проще контролировать нежели экстравагантные Анкару и Киев.
Иван Сидоров
АЗЕРБАЙДЖАН. Лейла Алиева и Арзу Алиева приняли участие в фотовыставке "Земля глазами детей"
ИНГУШЕТИЯ. Отделение СФР по Республике Ингушетия предостерегает граждан от мошенников!
АЗЕРБАЙДЖАН. Связь изменений климата и продовольственной безопасности обсудили на COP29
ИНГУШЕТИЯ. Обращение Главы Республики Ингушетия в связи с Днём участковых уполномоченных полиции
Ванны, мойки и другая сантехника ведущих мировых производителей по выгодной стоимости
Невероятная история Острова роз. О чем фильм, где посмотреть в хорошем качестве
Стоит ли бежать добывать биткоины и как это делать правильно?
СКФО. Горнолыжный курорт «Эльбрус» стал победителем главной номинации национальной премии