ЧЕЧНЯ. Молкх (Абдул-Малик) (XVI в.) чеченский старейшина, член Мехк-Кхела. Участник масштабной миграции чеченцев из Соны в дистрикт Нана-Нашха. В первой половине XVI в. в числе других чеченцев, покинув область Нахаш, выселился и района Майсты в Нашху, поселившись, по-видимому, в ауле ТIийста.
Молкх упоминается в этнографических трудах ряда авторов XIX в. В частности, у П.И.Головинского, который писал:"Второе предание говорит о происхождении Ичкеринского общества, основателем которого, согласно этому преданию, был некто Молкх из рода Нохчоо, живший первоначально в долине Маэсты (МIайста. - З.Т.), отсюда переселившийся в Киоло (Керста-Аьккха, Галанчож. - З.Т.), недалеко от Ношоха (Нашха. - З.Т.), и затем уже окончательно основавшийся с сыном Тинавин-Вису в нынешней Ичкерии". Последнее утверждение исследователя требует уточнения.
Во-первых, Виса Тинаев (Тинавин-Вису) приходился Молкху внуком, а не сыном. Кроме того, переселение в Нохчмохк (Ичкерию) из Нашхи, в первую очередь, следует относить к его сыну Тину и внуку Висе Тинаеву, хотя это и не исключает вероятности того, что состарившийся Молкх также поселился в Нохчмохке. Во-вторых, из сказанного выше следует, что Молкх не участвовал в возобновлении контроля над Нохчмохком, а значит и не был "основателем" его общества. Напротив, внук Молкха, Виса Тинаев, возглавил Нохчмохк, а затем и весь регион в первой половине - середине XVII в. Ошибка, совершенная исследователем П.Головинским, отразилась и на его дальнейших выводах. Ознакомимся с ними: "С Молкхом переселились родственник его Цуэнтер-Меэт, или Меэт, сын Цуэнтера, и два зятя последнего...(перечисленные личности были современниками Висы Тинаева; по-видимому, речь идёт о родственнике Тина - отце Висы, а не Молкхе. - З.Т.). Молкх дал основанному им обществу свое имя, которое ичкеринцы сохраняют за собой и до сих пор, называя себя Нохчи-молкх (достоверно известно, что название области Нохчмохк состоит из двух компанент: нохч /т.е. чеченцев/ и мохк/область, земля, владение/; с именем Молкха название дистрикта Нохчмохк связи не имеет. - З.Т.). Но соседи ичкеринцев, кумыки, называли "ичкеринцами" как их, так и гуноевцев, живших в Ичкерии, как видно по другим источникам, ещё до переселения Молкха.
Знатоки чеченского языка говорят, что "молкх" значит светлый и происходит от чеченского же слова "молк", т.е. солнце (т.е. П.Головинский ошибочно уравнивает чеченские слова "малх"/солнце/, "мохк"/владение, область/ и "мулкх"/общинное владение, земля/ - З.Т.). В массе ичкеринского общества имя её предка Молкха забыто, и многие не могут уже разъяснить значения слова нохчи-молкх и говорят просто, что оно означает (и это единственно верное толкование.- З.Т.): народ, или земля народа". Кроме того, согласно данным П.Головинского, Молкх первым "... ввёл меру локтем в своём обществе" (чеч. "дол" - мера длины от локтя до кончиков пальцев).
Исследователь относил переселение Молкха в Нохчмохк к XVI в. "Ношохо с братьями (сыновья Нохчоо), - писал П.Головинский, - выселился на равнину раньше Молкха (точнее, в XII веке, - З.Т.), следовательно, и ранее исхода XVI ст.". Предположение о миграции Молкха в Нохчмохк на исходе XVI в. может быть объективным, с той лишь оговоркой, что это была вторая волна миграции чеченцев из Нашха, тогда как первый крупный миграционный поток относится к 40-50 годам того же столетия. При этом заметим, что Е.Максимов указывал на миграцию гуноевской фамилии в Нохчмохк "не раньше 1530 г.".
А.П.Берже также упоминает Молкха. Исследователь пишет: "Одно из них (преданий. -З.Т.) родоначальником чеченцев признает какого-то Молкха, или Малкху, который жил в Меэсте (МаIаста, МIайста. - З.Т.), на высотах горных хребтов. Из Меэстэ чеченцы переселились в Нашихэ (Нашха. - З.Т.), где теперь находится аул Керстен-Ахк (Керста-Аьккха. - З.Т.), или Киоло... Впоследствии чеченцы расселились и из Нашихэ; это совершилось при сыне Молкха - Тинавин-Вису (Виса Тинаев - внук Молкха; т.е., согласно А.Берже, выселение из Нашха в Нохчмохк совершил сын Молкха, а не он сам. - З.Т.), при котором жили богатыри Тингельдер, Термагалла, Гуной-Каркалой, Гардазеирик, Ширдии-Канат и др.". Мы считаем, что перечисленные герои переселились в Нохчмохк с Тином и его сыном Висой Тинаевым, т.е. сыном и внуком Молкха, что подтверждается и сообщениями майора Власова, А.Берже и У.Б.Далгата. У последнего исследователя читаем:"Отец Тини, Абдул-Молк, жил в Нашхое. Его сын Тина со сыном Вюсой ушел жить в Цонтарой".
Примечательно, что в различных источниках мы обнаруживаем две формы имени деда Висы Тинаева: Молкх и Абдул-Молкх (очевидно, Абдул-Малик, т.е. Раб Царя (Небесного). Поскольку Молкх считался старейшиной и одним из председателей Мехк-Кхела в Нашхе, можно предположить, что престарелый Молкх в числе прочих сиров Мехк-Кхела принял Ислам при Берса-шейхе (вторая половина XVI в.) и сменил имя на созвучное прежнему (Абдул-Малик).
Наконец, отметим, что Молкх упоминается в рукописи "Тинин Вуьсан гIалмакхошца къийсам": "У Висы Тинаева был дед по имени Молкх, отца звали Тина... У них был мальчик Виса, известный своей храбростью" (З.Тесаев)
"Исторические личности Чечни (XI-XXI вв." Том - I, книга - I. 2020 г., стр.135,136.
checheninfo.ru