ЧЕЧНЯ. Неподалеку от селения Шаро-Аргун жил известный каждому горец Тода. Знаменит он стал благодаря пророчествам и предсказаниям. Ходили слухи, что имам Шамиль прислушивался к советам Тода, и в точности знал, что произойдет с ним на Гунибе. Обстоятельства, сложившиеся перед самым пленением имама русскими, аварец изменить не смог, хотя и предпринимал действия против нагаданной судьбы. Старания его стали напрасными, а конец был предрешен. Шамилю пришлось укрепиться в ауле Гуниб. Что было дальше, требует отдельного рассказа на целый вечер, а мы возвращаемся к Тода.
Среди горского населения у Тода было много поклонников, жители хотели получить предсказание даже несмотря но то, что оно могло быть предвидением предстоящей смерти. Управляющий обществами Чеберлой и Шатой Нур-Али как-то должен был отправиться в Малую Чечню. Поездка была вызвана острой необходимостью в увеличении партии чеченцев для укрепления рядов сопротивления против русских войск.
Будто почуяв неладное, Нур-Али решил заехать к Тода и получить пророчество об успехе мероприятия. Во время гадании на лопатке барана Тода увидел черную смерть, неминуемо надвигающуюся на гостя, но сказал так: «Вижу, конь идет, да не один. К ногам его привязан покойник». Немногословно прошла та встреча, гость горца уехал, не проронив ни звука. Через неделю Нур-Али умер. После того случая поклонников у Тода стало еще больше, а слава прорицателя возросла.
checheninfo.ru