ДАГЕСТАН. «Абу Хамид ал-Гарнати и Закарийа ал-Казвини дают точные и правдивые сведения о проведении погребального обряда, однако остается загадкой вопрос о том, какой письменностью пользовались зирихгераны, когда они писали на мешках с костями умерших «имя покойного, и имя его отца, дату рождения и время смерти».
В титаническом исследовании М.М. Маммаева о селении Кубачи, с помощью полевого метода, учёный и его группа ищет подтверждение словам ал-Казвини, что были написаны в XIII-ом в., о том, что мясо мужчин и женщин относилось на холма за селения, где кормили им птиц. Спустя 7 столетий Мисхиран Маммаевич отправляется в своё родное село и находит на вершинах гор Циципа и Табалла муда искусственные кругообразные курганы. Если верить народной молве, они всегда были окутаны тайной и считались заколдованными местами.
Первый курганообразный искусственный холм под названием Са цI ига находится в 1,3 км от селения Кубачи. Он расположен примерно на высоте 300 метров относительно дороги, которая проходит рядом, его окружают ров и оплывший вал, высотой около метра.
«Само название ЦI иципа происходит от слова цI и, означающего по-кубачински «башня», полностью имя горы переводится как «место башен», а холм, расположенный на ней— Са цI ига —означает «одна башенка»
На юго-восточной стороне, около ровной площадки, данного холма учёными найдены красноватого цвета земля и обожжённые камни, — это следы оставил огонт. Также были найдены отдельные фрагменты керамики, относящихся к средним векам и железный черешковый наконечник стрелы XIII-го в.
Западнее Са цI ига находится аналогичный курганообразный холм КI ве цI ига, что переводится, как «две башенки». Произошло это название от местного кубачинского обычая, который проводится каждый раз в месяц Рамадан, на этом месте жители села сооружают из камня две башенки. Ещё один холм находится на вершине горы, называемой у кубачинцев Табалла муда, что значит «вершина молчания». У них обоих имеется ров и ровная площадка на самом верху. «Названия холмов, по предположению исследователей, поздние, возникшие после проникновения в село Кубачи ислама»
Возвышения, расположенные близ селения, являются специально сделанными сооружениями. Завалы камней, лежащие вокруг каждого из них, свидетельствуют о том, что людьми строилась каменная кладка, возможно, для того, чтобы хищные звери не смогли туда пробраться и вынести останки трупов. Отдалённо это напоминает план строительства дахмы или «башни молчания», которая представляла собой постройку, используемую в зороастрийской религиозной традиции для погребальных практик.
Некоторые данные, приводимыми К.А. Иностранцевым из Вендидада, одной из священных книг древних иранцев, говорят, что для проведения ритуала необязательно дахме иметь «форму круглой башни с пустым пространством внутри для сбрасывания туда оставшихся от трупов костей». Исследователи указывают на то, что в среде, где зороастризм только складывался, допускалось многообразие обряда.
Иностранцев образает внимание на следующую выдержку, где содержится ответ на вопрос «Куда положить тело, когда нет дахмы?», Ахура-Мазда отвечает таким образом:
«На самые высокие места, туда, где известно пребывание хищных собак и птиц. Там почитатели Мазды прикрепят тело за ноги и волосы металлом, камнями или глиной, чтобы хищные собаки и птицы не разнесли кости на воды и растения».
На основе анализа этого положения французский исследователь Ж. Дармстетер пришел к выводу о том, что древнейшие дахмы могли быть естественными холмами.
Именно отсюда вытекают прямые параллели между древнеиранским зороастрийским ритуалом и погребальным обрядом жителей Зирихгерана, что даёт возможность причислить искусственные курганообразные холмы на вершинах гор Цицила и Табалла к числу средневековых дахм.
checheninfo.ru