АРМЕНИЯ. В Армении давно должен был быть создан национальный авиаперевозчик, соответствующий всем стандартам и получающий поддержку государства, и это не значит предоставления только финансовой поддержки. Об этом в беседе с корреспондентом Новости Армении - NEWS.am 15 июля заявил авиационный консультант Навик Хачатрян.
Он напомнил, что все ныне успешные европейские авиаперевозчики в свое время на 100% получали государственную финансовую поддержку, которая предоставлялась на десятилетия. «В период же коронавируса они получили финансовое содействие в огромных масштабах, поскольку это обеспечивает многомиллиардные обороты, которые облагаются налогом. Армения - одна из немногих стран, которая является членом Международной организации гражданской авиации (ICAO), но не имеет национального перевозчика.
В этот список входят еще 5-6 стран»,- отметил Хачатрян. Что касается намерения основать национальную авиакомпанию в сотрудничества с компанией «Air Arabia», то эксперт подчеркнул важность того, чтобы Комитет гражданской авиации Армении получил информацию об акционерах, изучил ее и при необходимости направил запросы в Службу национальной безопасности и другие органы страны. «Пока только был подписан документ. Весь объем работы еще впереди. Что касается передачи 51% управления национальной авиакомпании иностранному перевозчику, то это немного непонятно, так как, если компания пришла инвестировать в нашу страну, то должна руководствоваться ее законами. То есть компания, делающая многомиллионные инвестиции, не знает законов страны? Это, скорее всего, означает, что решение будет найдено. Хотя я его пока его не вижу. Национальный перевозчик – это виртуальное название, а реально им является компания, которая контролирует и формирует рынок. То есть этот статус компании решает не премьер-министр, а он формируется исходя из роли данной компании на рынке»,- сказал эксперт.
Он сообщил, что в 2019 году 95% пассажирских перевозок в Армению и из Армении осуществили иностранные компании и лишь 5% - «Armenia» и «Air Armenia». «Это говорит о том, что около 500 млн. долларов от продажи билетов ушли за границу. С этой точки зрения создание национальной компании можно поприветствовать, так как доля армянских компаний в пассажирских перевозках может вырасти до 15-20%, что увеличит собираемость налогов от продажи билетов до 20 млн. долларов. Кроме того, будут созданы новые рабочие места с зарплатой вдвое выше, чем средний показатель по стране. Что касается общего пассажиропотока, то низкие показатели по сравнению с другими странами не являются препятствием для развития авиации. Самое главное, чтобы у компании были возможность обеспечивать прибыль»,- пояснил Хачатрян.
Эксперт назвал сомнительным функционирование лоукостеров, поскольку они практически ни с кем не сотрудничают, высок риск их банкротства, поэтому Комитет гражданской авиации Армении должен очень внимательно изучить и этот фактор. «Думаю, так как компания будет летать также и в Европу, то, поскольку полеты будут длиться более 3 часа, пассажиры должны быть обеспечены питанием, чего лоукостер сделать не сможет. Думаю, что компания будет работать по принципу «полулоукостера», от чего выиграют и граждане Армении.
В целом инициативу приветствую, поскольку создаются рабочие места, мы получаем возможность генерировать прибыль, получаем свежие самолеты. Вопросы вызывает то, что 51% управления национальной авиакомпании переданы иностранному перевозчику, а также - кто акционеры. Хорошо, если не выяснится, что, например, родственник Эрдогана месяц назад купил в ней акции. Даже если бы все акционеры были армянами, все равно надо было бы изучить их данные. Если будет «лоукостер», то это плохо для нас. Если в компании есть акционеры, которые как-то связаны с Турцией, то это не может не вызывать беспокойства. Государственные органы должны обратить на это внимание»,- заключил он.
Напомним, что 14 июля глава Фонда государственных интересов Армении (ANIF) Давид Папазян и директор авиакомпании «Air Arabia» Адель Абдулла аль-Али подписали соглашение о создании новой национальной авиакомпании Армении. Согласно подписанному соглашению, планируется создать независимую совместную компанию, которая будет базироваться в международном аэропорту «Звартноц».