ЧЕЧНЯ. Узун-Хаир (Длинный Хаир, хотя ростом невысок), родился в 1848 году в селении Салты. До определенного времени Узун-Хаиром Хаджи-хан жил довольно неприметно, если не считать участия в Малом Газзавате 1877 года, когда горцы попытались взбунтоваться в русском тылу войны с Турцией, пока в 1910 году за нелегальную постройку медресе Узун-Хаира сослали в Астрахань, откуда он бежал сначала в хадж, а оттуда, с паломниками - в Грозный.
В 1917 году Узун-Хаджи Салтинский заявил о себе на горских съездах, вскоре был избран имамом Дагестана, а в 1918 году решил повторить попытку Шамиля и провозгласил новое исламское государство - Северо-Кавкзаский эмират. Сам он звался теперь Узун-Хаиром Хаджи-ханом, а его ближайший сподвижник чеченец Иналука Арсанукаев из древнего аргунского тейпа Дышни сделался Великими визирем князем Дышнинским. Ставкой имам и князь избрали Ведено, где заседало и правительство,
8 министерских портфелей которого поровну делились чеченцы, ингуши, аварцы и кабардинцы, но лишь один министр имел высшее светское образование, а двое не умели читать. Примерно так же выглядел и весь остальной аппарат нового государства, успевшего, однако, вступить в союз с Турцией, Азербайджаном и даже Грузией против Белой России. А вот большевики во главе с Николаем Гикало на почве общего врага примкнули к армиям Узуна-Хаджи и видимо немало сделали для идеологического разложения эмиратского тыла. В марте 1920 года большинство представителей Северо-Кавказского эмирата признали советскую власть, а тяжело больной Узун-Хаджи, отказавшись подчиниться, умер спустя пару дней.
Культурным наследием Северо-Кавказского эмирата же осталась валюта - "туманы": монеты, чеканившияся оружейниками в Дарго, и печатавшиеся в Ведено банкноты. Более всего озадачивает их устройство: номинал писался в рублях по курсу 1:10.
К слову, Ведено - это едва ли не единственное в Чечне село, которое в депортацию не меняло названия.