В стране сокращается выпуск кондитерских изделий из-за нарушения логистических цепочек. К тому же зарубежные поставщики сырья стали меньше экспортировать, чтобы не допустить у себя дефицита. Как изменятся цены на сладости, разбиралось РИА Новости.
Отказались от десерта
В апреле производство шоколада, конфет и зефира упало на 15 процентов в годовом выражении — по данным Росстата, до 134,7 тысячи тонн. "Меньше стали вывозить на внешние рынки. Международные компании, работающие в России, отказались экспортировать продукцию из-за санкций", — объясняет Марк Гойхман, главный экономист информационно-аналитического центра TeleTrade.
В марте поставки на Ближний Восток и Юго-Восточную Азию свернули американская Mars (бренды Mars, Snickers, Milky Way, Bounty) и швейцарская Nestle ("Россия", KitKat, Nuts, Nesquik).
"Заместить это затруднительно. На мировых рынках доминируют крупные компании с раскрученными брендами. Потеснить их непросто: нужны денежные вливания в маркетинг, рекламу, каналы продвижения", — говорит эксперт.
Кроме того, стало сложнее ввозить в Россию сырье. "В кондитерских изделиях довольно большая доля импорта: какао-бобы, консерванты, подсластители. Многие страны ограничивают их продажу", — отмечает Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets.
Например, в конце апреля Индонезия остановила экспорт пальмового масла из-за дефицита на внутреннем рынке — за месяц оно подорожало почти вдвое. Следом подтянулись другие товары.
Тропический ингредиент используют практически везде: в продуктах, косметике, чистящих средствах, биотопливе.
Российские кондитеры подсели на него в 1990-е из-за дешевизны. В прошлом году закупили на 1,2 миллиарда долларов — почти 97 процентов завезли из Индонезии. На республику приходится половина всех мировых поставок.
Помимо импорта меньше производить вынудили высокие цены в магазинах. "Многие экономят на продуктах. Лишнего не берут. Резко сократились так называемые "импульсные" покупки: батончики, шоколадные яйца на кассе, товары по акции", — перечисляет Деев.
Сейчас российские предприятия ищут новые рынки сбыта. Это увеличит загрузку заводов и восстановит производство, прогнозирует исполнительный директор ассоциации предприятий кондитерской промышленности "Асконд" Вячеслав Лашманкин.
Кондитеры также планируют полностью перейти на отечественное оборудование. В настоящее время его доля на фабриках варьируется от 20 до 85 процентов — в основном это печи и машины для изготовления начинок.