Город возник на месте древнего Питиунта, основанного греческими купцами, выходцами из Милета. Название происходит от греческого «питиус» - сосна. Абхазы называют Пицунду Лдзаа, а реликтовую сосновую рощу – Амзара, что в переводе с абхазского означает «древний сосновый бор». Здесь с давних времен находилась абхазская языческая святыня Лдзаа-ныха, где, по преданию, в VI веке крестилисьабхазы, принимая христианство. На территории Пицунды археологи обнаружили развалины семи христианских храмов.
Первое упоминание о Питиунте связано с именем греческого географа Артемидора Ефесского, жившего во II-I веках до н.э. Богатый, но слабо укрепленный торговый город постоянно подвергался нападениям и разграблениям. Во II веке н.э. римляне построили в Питиунте прямоугольную крепость - кастеллу с угловыми башнями. Под защитой крепости легионеры воздвигли храм, воинские казармы, торговые склады. Крепость, наряду с Себастополисом (современный Сухум), входила в единую оборонительную систему городов-поселений восточного Причерноморья, служа византийским форпостом в регионе до середины VI века.
Византийский император Юстиниан I, под властью которого находилась Пицунда в VI веке, считал Питиус важнейшей стратегической крепостью на Кавказском побережье Черного моря. Поэтому в крепости на месте уже обветшавшего храма по его приказу был возведен новый величественный храм с великолепной мозаикой, выложенной руками местных мастеров. Пицунда становится христианским храмовым городом.