Обычаи, традиции и этикет, которые складывались у адыгов веками, имели для них силу и закона, и религии, и царя. В правление Хасэ никогда не избирались люди, проявившие себя недостойно в любой сфере общественной жизни и в семье. Туда избирались старейшие и мудрейшие люди рода.
Слово «старейшие» не должно смущать, так как адыги до преклонного возраста сохраняли ясность ума и отличное здоровье. При решении судьбоносных для народа решений старейшины садились в круг. Здесь все были равны - от князя до крестьянина.
Адыгэ-хабзэ - свод неписаных законов - регулировал взаимоотношения между отдельными людьми, группами людей, классами, племенами. Для разрешения отдельных споров избирались судьи, а для решения проблем, стоящих и возникающих перед селом, племенем или страной, избирался Хасэ - парламент (как назвали бы сейчас). Членов этих общественных институтов избирали самым демократическим способом - от села, общины или племени.
«...Когда любое племя выбирает вождя, чтобы повести их в бой, иди старейшину, чтобы руководить судом, - писал Э. Спенсер, - предпочтение не оказывается рангу. Героическая смелость в одном и мудрость и моральная чистота в другом являются единственными необходимыми качествами». Джон Белл повторил ту же мысль в своих воспоминаниях: «В каждом братстве выбирается известное число тамад или старейшин, известных по своей честности, мудрости и опытности;