Российские физики выяснили влияние гравитации на металлические сплавы

Российские физики выяснили  влияние  гравитации на металлические сплавы

Специалисты из Уральского федерального университета имени первого лидера РФ Б.Н. Ельцина (УрФУ) выяснили, что невесомость позволяет металлам затвердевать более однородно, чем это происходит на Земле. Об этом «Газете.Ru» сообщили в Минобрнауки Российской Федерации.

Ученые рассчитали процесс затвердевания металлических сплавов из алюминий-никеля в условиях микрогравитации на борту МКС и в земных условиях. Все материалы на основе алюминия получают из жидкой фазы, она является исходной. Процесс затвердевания и условия, присутствующие в момент затвердевания, определяют микроструктурное состояние конечной детали.

«Мы впервые обработали данные с МКС и выяснили, какие факторы влияют на микроструктуру образцов, полученных в условиях (квази)невесомости или микрогравитации. Обработка сплава с одинаковым процентным содержанием металлов в земных условиях и условиях космических приводит к тому, что их структура значительно отличается друг от друга: в невесомости из сплавов получаются более однородные структуры», — рассказал «Газете.Ru» ведущий научный сотрудник лаборатории многомасштабного математического моделирования УрФУ Петр Галенко.

Как поясняют исследователи, в невесомости создаются бесконтейнерные условия, то есть отсутствует соприкосновение металла со стенками тиглей, в которых сплавы содержатся на Земле. Также ученые выделили еще два важных фактора, на которые влияет наличие или отсутствие гравитации при объемной кристаллизации. Первым фактором является конвекция жидкой фазы. При конвективном теплообмене внутренняя энергия передается струями и потоками самого вещества. Она возникает, когда сплав начинает кристаллизоваться, затвердевать в необходимой форме, и от конвекции зависит, как хорошо смешиваются металлы при формировании детали. Второй важный фактор — переохлаждение расплава.

При кристаллизации происходит изменение плотности сплавного образца при его охлаждении и переходе из жидкого состояния в твердое кристаллическое. Как поясняют ученые, обычно скорость кристаллизации всегда возрастает с ростом переохлаждения жидкости, но состояние невесомости создает аномальный эффект — в какой-то момент зависимость скорости от переохлаждения начинает падать, сообщается на сайте Уральского федерального университета.Исследователи отмечают, что это только первый этап работы по изучению влияния гравитации на микроструктуру сплавов. При переносе лабораторных исследований на промышленные масштабы понадобится учитывать и множество других факторов, например, соприкосновение сплава со стенками тигля.