ЧЕЧНЯ. Батай-Мурза Окоцкий (Ботай Шихмурзин, Ауховский)(XVI-XVII вв.) известный предводитель и военно-политический деятель окоцкого (ауховского) общества Чечни. Сын или племянник Шихмурзы Оккоцкого. Выходец из чеченского села Старый Окох (Ширча-Овх, Ширча-Ӏовх, Ширча-Аух).Глава первого чеченского посольства в Москву (1588-1589).
В октябре 1588 г. Батай и сопровождавшие его «шиховы люди» Кермен, Урак, Алей и Микин прибыли в Москву и 21 ноября были приняты царём Фёдором Ивановичем. В апреле 1589 г. "шиховы" посланники отправились домой с царской грамотой, в которой отмечается, что «племянника твоего Батая, пожаловав, к тебе отпустили есмя с своим послом со князем Семеном Звенигородским, которой послан в Грузинскую землю, и к тебе свое жалованье с послом… послали».
С 1589 г. проживал в Терском городе, в качестве залога верности Шихмурзы. После убийства Шихмурзы в 1595 г., около 160 окоцких семей переселились в Терский город, где образовали Окоцкую слободу. С этого времени Батай становится главой Окоцкой слободы. В 1602 г., имя Батая упоминается в отписке терских воевод, где он назван «терским жильцом» Батаем-мурзой. Ему поручается встретить русское посольство из Москвы и проводить до Грузии. Вместе со стрелецким предводителем П. Широносовым Батай-мурза возглавляет 250 ратных терских людей. Они должны были не только проводить, но и встретить послов на обратном пути в Дарьяльском ущелье и сопровождать до Терского города.
В 1605 г. Батай вместе с кабардинским князем Сунчалеем второй раз едет в Москву, теперь уже представляя царю Лжедмитрию I свою собственную персону и интересы. Его сопровождают "товарыщи", окочане Тавбурлу Темиргозин, Аларсан, Батыр, Уракча и Салтан-бек. Батай в Москве, вместе с дипломатической миссией, занимается и торговыми делами, закупает 15 комплектов боевого вооружения. В 1609 г. Батай-мурза тайно бежит из Терского города в "окоцкие кабаки". Причина бегства, видимо, кроется в притеснениях со стороны кабардинского мурзы Сунчалея Черкасского, вынашивавшего планы подчинить себе все нерусское население Терского города. Вместе с ним бежало около 30 человек: жена Батая Алтын и их дети, шурин его Тогзыт, Саламко Илбуздуков и его жена Кутум, Индричейко, абыз (духовное лицо) Магаметко, персидский купец Ших Шихюнусов и др.
Дальнейшая его биография оказалась связанной с Салтан-Магмутом, который стал его родственником через брак детей. В 1610-е гг. выступает против терских воевод, в официальных российских документах этого периода именуется "государевым изменником". Последний раз в источниках упоминается в 1621 г., начиная с этого времени в документах упоминается его сын Албирь-мурза.