ЧЕЧНЯ. Кази-Мегмет уберëгся от нас. Чеченцы хотели eго удержать в ауле, когда подошли русские войска, но он, сомневаясь в успехе, увернулся от них хитростию: ему вдруг явилось внушение свыше что Аллах не дарует победы своим многогрешным поклонникам, ежели он, его имам, не станет во время бою молиться за них над текучею водой, а речка находилась за аулом. Не дерзая ослушаться боговдохновеннаго человека, они выпустили eгo к воде. Тогда он приказал им непрeменно отразить Русских, обещая в таком случае довершить их со своими Лезгинами и ни одного человека не выпустить живым из чеченской земли.
Когда, по взятии нами Герменчуга, Чеченцы принялись обвинять его во лжи, он ответил им что вина принадлежит им, ибо сражаясь без веры и упования, они впустили Русских в селение и тем отняли у него возможность исполнить волю Аллаха. Однако в скором времени он заплатил нам за герменчугскую удачу и снова поднялся на прежнюю высоту богоугодности в глазах легковерных горцев».
Источник: Торнау Ф. Ф. Воспоминания о Кавказе и Грузии. Гл. VI-VII. РУССКИЙ ВЕСТНИК. 1869. Т. 80. [№ 3], март. Стр. 152.
Post scriptum. Осада Герменчука состоялась 23 августа 1832 г., обороной руководил кадий Абдурахман, один из лидеров борьбы чеченского народа против колониальной политики царской России в 1820-1830-х гг. Абдурахман являлся союзником первого дагестанского имама (с 1828 г.) Гази-Мухаммеда. Имам привёл на подмогу обороняющимся 800 конных лезгин. Последним оставшимся защитникам Герменчука во главе с Абдурахманом было предложено сдаться, на что чеченцы ответили: «Пощады не хотим; одной милости просим у русских, пусть дадут знать нашим семействам, что мы умерли, как жили, не покоряясь чужой власти». Гази-Мухаммед пал мучеником (шахидом) в битве за Гимры 17 октября 1832 г.