ЧЕЧНЯ. В августе 1832 г. состоялся штурм чеченского аула Герменчук. Обороной руководил один из лидеров борьбы чеченского народа против колониальной политики царской России в 1820— 1830-х гг., кадий Герменчука шейх Абдурахман. Царским отрядом в численностью в 9 тыс. чел. командовал генерал Вельяминов.
Штурм начался утром 23 августа. Защитники превратили каждый дом в отдельную крепость, чеченцы отчаянно сражались за каждый метр, за каждую саклю. Раненые с кинжалами бросались на цепи, женщины в последний момент, не желая попасть в плен к царским войскам, следовали примеру мужчин, заставляя солдат стрелять в них в упор. Только к обеду завоевателям удалось войти в село.
К вечеру оставшиеся в живых защитники Герменчука, собрались в центре села в башне. Захватчики попытались вести переговоры о сдаче, чеченцы ответили: «Мы не хотим пощады, одной милости просим - пусть дадут знать нашим семействам, что мы умерли, как и жили - не покоряясь чужой власти». Тогда башню подожгли. Чем больше разгорался огонь, тем громче звучал зикр «Ля иляха Илля ллах». Ни один чеченец не сдался. Семьдесят два человека сгорели заживо, предпочтя смерть плену. ...
Поэт А. И. Полежаев, принимавший участие в штурме, посвятил селению Герменчук свое стихотворение - «Кладбище Герменчугское».
«... Быть может, в битве оживляла Она отчизны бранный дух И снова к мести призывала Сокрытый в пепле Герменчуг...»
В "Клабище Герменчукское"- он писал и такое:
«... народ , свой пагубный тиран. Когда пред истиной исчезнет твой жалкий обман.»
Post scriptum. "Истиной высокой" поэт считает право сильного на захват чужих земель, а стремление горцев к свободе - "жалким обманом". Но другой поэт Бестужев-Марлинский) даёт иную оценку:
«Их укоряют в неблагодарности, но... за что им быть благодарными? Или в самом деле наши картечи и штыки такое благодеяние? Ведь отнимают у них поле за полем, утёс за утёсом. То мы их обвиняем в жестокости, в невежестве.., Бог весть в чём; то кидаясь в другую крайнасть, восхищаемся их простотою, гостеприимством ...»