ДАЙДЖЕСТ: |
Азербайджанский лидер сразу же подчеркнул, что Зангезурский коридор послужит соединению множества стран новой транспортной артерией в условиях, когда иные транзитные пути стали более проблематичными, чем прежде. Потенциал Зангезурского коридора на первоначальном этапе – 15 млн т грузов в год.
"Речь ведь идет не только о соединении основной части Азербайджана с его Нахчыванской Автономной Республикой. Речь идет о международном транзитном коридоре"
– Ильхам Алиев
Президент АР отметил, что азербайджанский участок железной дороги в Зангиланском районе почти завершен, Баку планирует сдать его в эксплуатацию весной-летом 2026 года.
Он напомнил, что восстанавливаемые сейчас железнодорожные пути в советское время были железной дорогой в ведении АзССР, включая участок на территории АрмССР, которая из Нахчывана выводила в иранский город Тебриз, откуда поездам открывался доступ к Персидскому заливу. Полная реконструкция этой дороги позволит возобновить грузоперевозки из России в Иран по старому маршруту, что и делает ее частью Международного транспортного коридора "Север-Юг".
"С реализацией Зангезурского коридора мы по существу откроем еще одно направление коридора "Север-Юг" Не только то, о котором все говорят: из России через Азербайджан в Иран до Решта, но и через Восточный Зангезур и другие части Зангезурского района на Иран, а дальше и на Турцию. Поэтому открываются огромные перспективы для увеличения грузопотока"
– Ильхам Алиев
Если на участке "Север-Юга" Астара-Решт главной проблемой являются трудности строительства железной дороги по сложному ландшафту в Иране, то на участке через Нахчыван в Тебриз технических затруднений нет – достаточно восстановить старые советские железнодорожные пути. Однако там существует проблема политического характера – нежелание Армении участвовать в проекте Зангезурского коридора.
"К сожалению, на армянской стороне никакие работы за последние пять лет не велись, этот вопрос сознательно снимается с повестки дня. Но в таком случае шансы для Армении когда-либо стать транзитной страной приближаются к нулю. Если они будут и дальше блокировать этот процесс, я думаю, что они окажутся не только в транспортной изоляции, в которой они сегодня находятся, но и в определенной степени и в политической изоляции"
– Ильхам Алиев
Президент Азербайджана добавил, что к Армении остается много вопросов по Зангезурскому коридору, в том числе по тому, как будет организовано движение азербайджанского транспорта. Баку требует, чтобы было исполнено обязательство Еревана по Трехстороннему заявлению от 9/10 ноября 2020 года – беспрепятственный и безопасный доступ из Зангиланского района в Нахчыван. Ильхам Алиев подчеркнул, что речь идет о передвижении из Азербайджана в Азербайджан, и поэтому ни граждане Азербайджана, ни азербайджанские грузы не должны контактировать с армянскими пограничниками, таможенниками и другими службами.
"Мы не можем рисковать жизнью и здоровьем наших людей. Поэтому не должно быть никакого физического контакта, должны быть гарантированы меры безопасности, чтобы наши люди и грузы могли свободно передвигаться. Это вполне законное требование"
– Ильхам Алиев
Как это будет организовано, является вопросом Армении. На территории Азербайджана Зангезурский коридор будет функционировать исключительно под контролем Баку, никаких сторонних управляющих компаний ни в Зангиланском районе, ни в Нахчыване работать на железной дороге не будет, подчеркнул президент Азербайджана.
Доцент Кафедры международного бизнеса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Артем Пылин в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" отметил привлекательность для России идеи использовать Зангезурский коридор как вторую ветку Международного транспортного коридора "Север-Юг" для получения альтернативного железнодорожного доступа к Ирану.
"Для диверсификации внешнеэкономических связей России крайне важно иметь альтернативные маршруты доставки грузов, особенно в направлении рынков стран Ближнего Востока. С учетом нынешней геополитической напряженности вокруг Ирана вторая западная ветка по коридору "Север-Юг" через Нахичевань могла бы стать дополнительной транспортной артерией для международных перевозок", - подчеркнул Артем Пылин.
При этом экономист обратил внимание на необходимость урегулирования отношений Баку и Еревана по комплексу вопросов, включая мирный договор и разблокирование коммуникаций, для запуска Зангезурского коридора. "Практическая реализация этого предложения об использовании Зангезурского коридора в качестве ветки "Север-Юга" во многом будет определяться позицией армянской стороны и сроками подписания мирного договора между Азербайджаном и Арменией. Кроме того, важна скорейшая нормализация российско-азербайджанских отношений", - призвал эксперт.
Доцент Финансового университета при Правительстве РФ добавил, что Москва нацелена на как можно более быстрый запуск Международного транспортного коридора "Север-Юг" для получения доступа к рынкам стран Ближнего Востока. "Скорейший запуск "Север-Юга" позволит России создать условия для дальнейшего наращивания товарооборота с Ираном и другими странами Ближнего Востока", - заключил Артем Пылин.
![]() |
ГРУЗИЯ. Грузинские клубы стартовали во 2-м раунде квалификации Лиги Конференций
ГРУЗИЯ. Зангезурский коридор важен для всех стран в цепочке "Азия-Европа" – Ташкент
Франшиза как путь к успешному бизнесу: анализ современных возможностей и перспектив
АРМЕНИЯ. Армения отклонила предложение США об аренде части Зангезурского коридора
АРМЕНИЯ. Пашинян выразил соболезнования Путину в связи с авиакатастрофой в Амурской области
ЧЕЧНЯ. От Кавказа до Ганга: Грозный и Дели на пороге исторического соглашения