Армянские власти пытаются погасить потенциальные очаги недовольства перед выборами и одновременно ослабить влияние ААЦ, сведя ее роль к формату «низкой церкви». Об этом в беседе со Sputnik Армения заявил ведущий научный сотрудник Института международных исследований (ИМИ) МГИМО МИД России Сергей Маркедонов.
По его словам, действия властей в отношении церкви обусловлены как тактическими, так и стратегическими целями. Тактически власти пытаются обеспечить политическую устойчивость перед выборами.
«Если говорить о тактических целях — это выборы. Необходимо исключить вероятность несанкционированных всплесков недовольства», — отметил эксперт.
Маркедонов считает, что традиционные оппозиционные силы — бывшие президенты Серж Саргсян, Роберт Кочарян и в меньшей степени Левон Тер-Петросян — сегодня обладают невысокими электоральными шансами. Однако в церковной среде возникли новые движения, способные консолидировать общественное недовольство. Наиболее заметным из них стало движение архиепископа Баграта Галстаняна. Поэтому, по словам эксперта, в тактическом плане власти стремятся минимизировать любую потенциальную оппозицию, которая может сформироваться или укрепиться вокруг церкви.
При этом подобный курс имеет и более глубокие, стратегические мотивы. По мнению Маркедонова, речь идет о перезапуске «армянского национально-государственного проекта», в рамках которого формируется концепция «реальной Армении», противопоставляемая «исторической Армении». Эта идеологическая перестройка затрагивает и вопросы, ранее считавшиеся фундаментальными для национального самосознания. Так, по словам эксперта, в новом политическом дискурсе переосмысливается тема Нагорного Карабаха: даже идея возвращения карабахских армян на прежние места проживания теперь нередко воспринимается как деструктивная.
Маркедонов подчеркнул, что в Армении сегодня происходит также переоценка роли диаспоры и пересмотр отношения к вопросам исторической памяти.
В рамках концепции «реальной Армении» акцент делается на том, что родиной считается современная Республика Армения в ее нынешних границах, площадь которой составляет около 29 тысяч квадратных километров. Именно эта территория рассматривается как центр национальной идентичности. По словам Маркедонова, схожие процессы переосмысления наблюдаются и в отношении темы Геноцида армян.
«Мы уже слышим утверждения, будто КГБ поссорило турок с армянами. Получается, султан Абдул-Гамид II и члены партии “Единение и прогресс» действовали по указанию Юрия Андропова», — иронично отметил эксперт.
В этой новой идеологической конфигурации церковь утрачивает свое прежнее значение и рассматривается властями как второстепенный институт. Цель — нивелировать ее общественно-политическое влияние и превратить в «низкую церковь» по аналогии с протестантскими течениями, где минимизируется роль духовенства, таинств и ритуальной стороны богослужения.
«Речь не о дешевизне, а о снижении значимости. Такая церковь выполняет в основном обрядово-фольклорную, формальную функцию, не претендуя на политическую или государственную миссию», — пояснил он.
Эксперт напомнил, что Армянская Апостольская Церковь исторически играла для армян роль не только духовного, но и национального института. В периоды отсутствия государственности она фактически заменяла собой государство, университет, школу и даже органы гражданской регистрации.
«Авторитет церкви сегодня, конечно, не тот, что в XIX веке. Но когда Российская империя пошла по пути конфискации церковного имущества, это вызвало острый конфликт с армянским обществом и привело к террору. Исторический опыт показывает, что ограничение влияния духовенства почти всегда вызывает ответную реакцию», — отметил Маркедонов.
Он считает, что в краткосрочной перспективе политика властей может оказаться успешной, однако в долгосрочной — несет серьезные риски.
«Философ Семен Франк писал, что общественные процессы развиваются по маятниковому принципу: неизбежны откаты. Еще недавно евроатлантизм и Грузия воспринимались как братья-близнецы, а сегодня уже обсуждается создание партии «нейтралов». Пусть она не станет ведущей, но сам факт таких разговоров говорит о переменах», — сказал эксперт.
В Армении, продложил он, ощущается усталость от многолетнего конфликта, и в обществе сформировался запрос на мир. Люди воспринимают обещания прекращения огня и безопасности как безусловное благо, не задумываясь о возможных последствиях. Однако когда граждане осознают реальную цену этого мира, возможен пересмотр общественных настроений, полагает Маркедонов.
Он подчеркнул, что поражение в войне лишь ускорило обострение противоречий между правительством и церковью, но корни конфликта уходят в более ранний период — задолго до 2020 года.
Противостояние между властями Армении и Армянской Апостольской Церковью обострилось после резких высказываний премьер-министра Никола Пашиняна в социальных сетях, где он подверг критике высшее духовенство. Позднее глава правительства предложил изменить порядок избрания Католикоса всех армян, предусматривая ключевую роль государства в этом процессе, и заявил о намерении лично возглавить движение за его смещение.
Ситуация усугубилась после того, как бывший священник Асатрян провел воскресную службу в Ованаванке. В Эчмиадзине заявили, что Асатрян не имеет права совершать богослужения, а поддержка его действий со стороны властей рассматривается как попытка внести раскол в ААЦ.
checheninfo.ru