Приближается к завершению благословенный Рамадан. Месяц прощения грехов и надежд на милость Аллаха. Традиционно мусульмане готовятся к празднованию Уразы-Байрам. Согласно Сунне, этот праздник является днем, когда благотворительность и богобоязненность должны стать отличительной чертой в поведении верующих. Женская часть мусульманского дома готовит разные блюда, сладости, закупаются в большом количестве еда.
Всё это хорошо, если соблюдаются определённые правила, позволяющие не впасть в грех. Речь идет об исраф (расточительство). Аллах сказал в Коране: «Раздавай должное родственнику, бедняку и путнику, но не расточай чрезмерно. Воистину, расточители - братья дьяволов, а ведь сатана неблагодарен своему Господу» (Перенес Ночью, аяты 26-27).
В другом аяте Аллах призывает не быть расточительным также: «Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных» (Преграды, аят 31). В связи с этим уместно вспомнить хадис: «(Никогда) не наполнял человек сосуда, худшего, чем его собственное чрево! Достаточно сыну Адама (нескольких) кусочков пищи, благодаря которым он сможет поддерживать свои силы, а если уж неизбежно (для него есть больше, пусть) треть (его желудка будет) для еды, треть — для питья, а еще треть — для дыхания» (Ат-Тирмизи). Известный ханафитский ученый имам ас-Сархасый в своей книге «аль-Мабсут» пишет: «Когда человек ставит на трапезный стол несколько видов еды в большом количестве (что он не в состоянии это съесть), то это относится к расточительству (исрафу), за исключением, если он намеревался после себя пригласить гостей (которые съедят всю еду) и еда не испортится».
Расточительство - это, по сути, небрежное отношение к благам Всевышнего, к тому, чем наделил человека Аллах, в отношение к которому человек проявляет небрежность. В первую очередь, небрежность проявляется в попытке показать другим своё превосходство. Превосходство над кем? Над такими же людьми, коим Аллах уделил меньше из благ Своих? Нельзя забывать, что Всевышний говорит в Коране об уделе жизненном: «Когда Господь испытывает человека, оказывая ему милость и одаряя его благами, тот говорит: "Господь мой почтил меня!". Когда же Он испытывает его, ограничивая его в пропитании, тот говорит: "Господь мой унизил меня!". Вовсе нет! ....», (аль-Фаджр, 15-16). Ибн Касир в своём тафсире при толковании этих аятов объясняет, что Всевышний говорит это, отвергая убеждения людей в том, что когда Аллах увеличивает их ризк (удел) для того чтоб испытать их, они воспринимают это как почтение в свой адрес, тогда как это лишь испытание и экзамен. ... Также и с другой стороны Он испытывает их проверяет, уменьшая их ризк, а они считают это как их унижение от Всевышнего.
Но Аллах говорит: «Вовсе нет!», т.е. но всё не так, как они думают, ни в том, ни в другом: поистине Аллах даёт имущество и тем кого любит и тем кого не любит, и стесняет его для тех кого любит и кого не любит. Однако всё это, в обоих случаях, упирается в повиновение Аллаху; чтобы человек когда богат благодарил Аллаха , а если беден проявлял терпение.. На эту тему есть достоверный хадис, в котором рассказывается, что некий сподвижник совершает омовение и при этом тратит воды сверх меры.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) увидев это, делает сподвижнику замечание. Когда сподвижник недоумевает, мол, разве в таком достойном деле как совершение омовения может идти речь о чрезмерности, на что Пророк (мир ему и благословение) отвечает: «Даже если будешь стоять на берегу реки, все равно нужно быть экономным». Действительно, печальным фактом того, что чрезмерность приводит к тому, что хозяйкам по прошествии праздников приходится порой выкидывать испортившуюся еду, омрачает благостную картину. Смысл того, что столы до отказа забиваются едой, напитками, разными фруктами, что часто потом приходится выбрасывать, видят те, кто организует это всё. Ради кого, спрашивается? Ради Аллаха или ради показухи?
Пусть каждый человек, кто пускается в большие расходы, призадумывается. Ясно, когда человек планирует на то или иное количество людей, и ему приходится расходовать большие средства, и при этом он верит, что совершает ради Аллаха. За это он, ин ша Аллах, получит награду от Всевышнего. Но к этой ситуации не имеет никакого отношения, когда тратятся средства на то, чтобы показать, мол, какие мы богатые, лучше всех. Не этим следует гордиться! Ведь это не проявление гордости за себя, свою семью, а проявление непомерной гордыни и признак лицемерия. Последнее всячески следует остерегаться. Ведь Аллах говорит о лицемерах в Своей Книге: «Воистину, лицемеры окажутся на нижайшей ступени Огня, и ты не найдешь для них помощника» (Женщины, аят 145).