ДАЙДЖЕСТ: |
Кавказ и кавказцы. Учеными доказано, что Кавказ является однимиз очагов ранней цивилизации. Он был заселен с древнейших времен. Этому процессу способствовали благоприятные естественно-географические условия. На Кавказе смыкаются Европа и Азия. Тем самым он является той зоной, через которую устанавливаются торговые, политические, военные и культурные контакты между Переднеазиатскими странами и Восточной Европой. Здесь бывали путешественники и завоеватели, купцы и историки. Его многоязычный контраст подмечен античными и арабскими историками, географами. «Много разных племен обитает на Кавказе», — говорил о нем греческий историк V в. н. э. Геродот. «Горой языков» назвал Кавказ географ и историк рубежа новой эры Страбон. А один из крупнейших энциклопедистов арабского востока — ал-Масуди, живший в Х веке н. э., оставил такую запись: «Гора Кабк (Кавказ)- великая гора, занимающая громадную площадь. Она помещает много царств и народов». Этот же ученый-географ, описывая Аланское царство (куда входили и вайнахи) Северного Кавказа, говорил, что оно «представляет беспрерывный ряд поселений настолько смежных, что если кричат петухи, то им откликаются другие и во всем царстве, благодаря смежности и, так сказать, переплетению хуторов». Так свидетельствует средневековый автор о многочисленности поселений, где жили древние чеченцы и ингуши вместе с аланами и другими соседями.
Широко развиваются навыки обработки камня, добычи и сохранения огня. Уже в это время наблюдается разделение труда. Более трудную работу (охота, изготовление орудий труда и охоты) мужчины берут на себя, а несколько более легкую (приготовление пищи, собирание диких плодов, ягод, воспитание детей и т. д.) возлагают на женщин.
Период с 12 по 6 тысячелетие до н. э. в Чечено-Ингушетии представлен также очень слабо. Найдены предметы — кремневые орудия, так называемые микролиты (лезвия ножей, дротиков, наконечники стрел и др.). Несколько таких вещей найдено в бассейне реки Хулхулау, например, у селения Ведено. Из этого периода особенно важно отметить среднекаменный век (с 10 по 5 тысячелетие до н. э.), получивший название мезолит. Его главное достижение — изобретение человеком лука и стрел. Вследствие этого открытия расширяется индивидуальная охота на кабанов, оленей, диких коз, зайцев, птиц и т. д. Находки этого периода сделаны как в горах, так и на равнине, например, у станицы Вознесенской в бассейне реки Терек. Эти находки дают право говорить о заселенности края уже в эпоху палеолита, о непрерывности жизни человека в Чечено-Ингушетии на протяжении нескольких десятков тысячелетий. Несомненна связь местных материалов каменного века с такими же материалами дагестанских памятников и других регионов. Сказанное подтвердил в своих научных исследованиях ученый Р. М. Мунчаев, который хорошо изучил материалы эпохи неолита (5-е — первая половина 4-го тыс. до н. э.), энеолита и бронзы (вторая половина 4-го — 2-е тыс. до н. э.). Очень много предметов 5-го — 2-го тыс. до н. э. попадали на современную территорию Чечено-Ингушетии из Дагестана и Осетии путем прямого обмена. К ним относятся: глиняная посуда, каменные и костяные орудия труда, кремневые наконечники стрел и вкладыши для серпов, каменные топоры и браслеты.
Ярко представлен наш край археологическими находками медного и бронзового веков. Богатые древние поселения исследованы у селений Луговое, Сержень-Юрт, Зандак, Гиляны, Шалажи, Бамут, Курчалой и др. Они относятся примерно к 2500- 2100 гг. до н. э. Исследовали эти древние селения известные современные ученые. В результате многолетних раскопок из-под толщи земли изъяты кремневые вкладыши серпов, кремневые наконечники стрел и каменные топоры, глиняная посуда, глиняная культовая атрибутика, а также каменные зернотерки, костяные и роговые предметы, маленькие модели колес для арбы и так называемые пряслица — орудия для изготовления шерстяной пряжи. Эти предметы найдены в отдельных помещениях для жилья, в мастерских.В целом жители современной Чечено-Ингушетии в 3-2 тысячелетияхдо н. э. наиболее высокого уровня достигли в развитии гончарного производства, то есть в выборе глины, приготовлении из нее теста, в оформлении различных форм сосудов, обжига в печах, технике обработки поверхности, причем, часть сосудов изготовлялась на гончарном круге. Значение этого факта трудно переоценить. Ведь до сих пор нигде в Юго-Восточной Европе, включая Закавказье, применение гончарного круга для этого времени не зафиксировано, как отмечает Р. М. Мунчаев в своей книге . Он сообщает, что гончарный круг или его идея могла проникнуть на Северный Кавказ из Междуречья (современный Ирак) или из Передней Азии.
Развитие животноводства и земледелия ускорило отделение ремесла как самостоятельной отрасли. Обособившись, ремесленное производство стало обслуживать и земледелие, и животноводство. »Нет человеческого занятия, которое было бы оплетено золотым кружевом народных сказаний богаче, чем ремесло кузнеца, переносимое почти у всех народов мифологическими и легендарными понятиями в глубочайшую древность. Как в Библии задолго до потопа родится Тубалкаин, мастер искусный во всякой медной и железной работе, так и в »Ригведе» Твашта кует грозному Индре громовую стрелу», -читаем у известного лингвиста О. Шредера. А вспомним древнегреческогобога огня и кузнечного дела Гефеста и выкованный им щит Ахилла, одного из главных героев поэмы Гомера »Илиада». Став общегреческим богом и покровителем ремесла, Гефест конкурирует с более древним Прометеем. Интересно отметить, что и в чеченском устном народном творчестве есть кузнец по имени Пхьармат (Пхьармак), который »был любимцем всех нартов. За доброе слово для них из холодной бронзы он ковал кольчуги, мечи и щиты».
Древнейшее слово »пхьар» в нахских языках означает кузнец,мастер, ремесленник. От пхьар происходит и слово пхьалгIа — кузница.Как и легенда, так и названия кузнеца, кузницы говорят о том, что металлообработка была известна на Северном Кавказе с глубокой древности. Как известно, первым металлом, известным человечеству, является медь. Медные орудия на территории Чечено-Ингушетии известны с 3-го тыс. до н. э. Как доказывают ученые, слово»медь» — »цIаст» относится к исконному пластунахской лексики. Впоследствии, с заимствованием из тюркских языковслова »йезQuot; (гез), где оно означало латунь, медь, этим словомстали называть желтую медь.Как уже отмечалось, эпоха медно-каменного века сопровождалась активным развитием земледелия, животноводства, металлообработки и гончарного производства. На этом этапе истории горцы вовлекаются в орбиту культурно-экономических связей со смежными регионами, а также с отдаленными передовыми цивилизациями Древнего Востока.
Археологические памятники 3-2-го тыс. до н. э. найдены у селений Ведено, Хасав-Юрт, Гуни, Курен-Беной, Мескеты, Шарой, Шали, Закан-Юрт, Галашки, в окрестностях г. Грозного и во многих других местах. В то время предки вайнахов умерших хоронили в курганах (в степях и предгорьях), а в горах — в грунтовых могилах и каменных склепах. В таких могилах найдены: глиняные сосуды с красивым орнаментом; изделия из металла: бронзовые ножи, топоры, булавки для скрепления одежды, украшения; найдены каменные булавы и боевые топоры. Наиболее яркими памятниками этой эпохи, то есть времени средней бронзы, следует назвать могильники у селений Новые Аршты, Саади-Котар, Харсеной и особенно Гатын-Кале (ныне село А. Шерипово). Здесь были обнаружены сосуды разных форм и размеров. В. И. Марковин отмечает, что эта керамика содержит явные и даже преобладающие черты влияния керамического мастерства древних дагестанских и закавказских племен. Не менее интересны металлические изделия (топоры, ножи, шилья, иглы, булавки, браслеты, височные (ушные) подвески, бусы и др.). Химический анализ показал, что они сделаны из меди и бронзы. Аналоги им в массовом количестве найдены по всему Кавказу. Следовательно, древневайнахские мастера по металлу шли в ногу с общей модой, а это, в свою очередь, является еще одним доказательством налаженных контактов между народами большого кавказского региона.
Нельзя не упомянуть и об изделиях из камня (топоры, булавы, топоры-мотыги), кости (подвески-украшения, проколки-шилья и другие предметы), а также бусы из различных материалов (агат, сердолик, горный хрусталь, известняк, стеклянная паста разных тонов — белого, голубого, сине-зеленого и розоватого).Эти и другие предметы позволяют сделать выводы о том, что Гатын-Калинский могильник датируется 1700-1400 гг. до н. э. Он оставлен местным населением, жившим в Шатоевской котловине. Эти люди пользовались широким ассортиментом вещей, которые шли на Северный Кавказ через Закавказье из стран Востока.
В рассматриваемое время люди не уходили с обжитых мест, наоборот, более благоустраивались в старых общинах, продолжали пользоваться прежними кладбищами. Одновременно, по мере роста населения, возникали новые поселения.
Каякентско-харачоевская культура охватывает период с 1300 по 900 гг. до н. э., а кобанская — с XI по IV вв. до н. э. С одной стороны, появляются в быту горцев первые железные предметы в самом конце 2-го тыс. до н. э., а с другой — бронза не выходит из употребления с конца 1-го тыс. до н. э. и вплоть до наших дней. Эти два металла продолжают одновременно служить людям.
Ранние памятники каякентско-харачоевской культуры (1300-1100 гг.до н. э.) найдены у селений Курчалой, Гуни, Белгатой, Ведено. Погребения же и поселения 1100-900 гг. до н. э. обнаружены у таких сел, как Новолак, Ишхой-Юрт, Дарго, Харачой, Белгатой, Зандак и др.Такая датировка, данная этим памятникам крупнейшими кавказоведами, в основном принята учеными. Хорошо знающие эту эпоху Кавказа ученые отмечают, что вайнахские племена, входившие в зону распространения каякентско-харачоевской культуры, селились на высоких террасах, в лощинах между горами, на высоких холмах, на платовых возвышениях, по склонам гор, в степных просторах междуречья Терека и Сунжи. Умерших хоронили в основном в каменных ящиках, весь комплекс погребального обряда был местным. Сопутствующий вещевой инвентарь (посуда, бронзовые украшения, орудия труда и оружие) в основном однообразен и носит чисто местный характер, что характеризует монолитность народов Северо-Восточного Кавказа до VII в. до н. э., когда на Северном Кавказе впервые появляются элементы культуры племен, живших тогда на северо-западных просторах Кавказа.
Проникновение железа к горцам Северного Кавказа на рубеже II и I тысячелетий до н. э. и его интенсивное освоение в I тыс. до н. э. было колоссальным скачком в социально-экономическом развитии. Ф. Энгельс писал: »Железо сделало возможным полеводство на более крупных площадях, расчистку под пашню широких лесных пространств…». Люди активно расселяются в междуречьях Терека, Ассы, Сунжи, Аргуна, Фортанги, Хулху-лау, Мичика, Аксая и других рек. Об этом свидетельствуют поселения и могильники у селений Алхасте, Мужичи, Нестеров-ская, Пседах, Курчалой, Исти-Су, Галайты, Ножай-Юрт, Ца-Ведено, Харачой, Алды, Урус-Мартан и др. Всего на сегодняшний день цифра, определяющая количество местонахождений археологических памятников кобанской культуры на территории Чечено-Ингушетии, перевалила далеко за сто.
Излюбленными предметами народа того времени были: бронзовые топоры (парадные и рабочие), красивые пряжки для поясов, разнообразные браслеты, шейные гривны, прототипы современных шпилек для волос, так называемые булавки с различными навершиями, атрибуты конской сбруи, бронзовая и глиняная посуда.Сельское хозяйство и древние вайнахи. У древних вайнахов и других народов Северного Кавказа было много общего в материальной и духовной культурах. С периода освоения железа эта общность культур еще более углубляется. В сельском хозяйстве большое место отводилось овцеводству, крупному рогатому скоту, свиноводству, коневодству. Причем во всех поселениях на первое место, судя по найденным костям, выходит свиноводство, на второе — крупный рогатый скот, на третьем месте — мелкий рогатый скот, далее лошадь, осел и т. д. Ученые отмечают, что кони составляли от 4 до 10% всех домашних животных. Изучение глиняных статуэток из Сержень-Юрта показало, что кроме коров и быков крупной породы в стаде имелись буйволы и волы для упряжки. Изображения длинномордой породы овец и поджарых свиней характеризуют эти породы животных не только для восточных районов, но и для всего Северного Кавказа. Среди статуэток различались изображения двух видов лошадей: тяжеловозов, служивших тягловой силой, и верховых.
Занятия жителей предгорной полосы Чечено-Ингушетии земледелием документируют многочисленные находки орудий земледельческого труда, например, серпы, песты, зернотерки, терочники, ямы-хранилища для продуктов земледелия, остатки зерна в некоторых ямах-хранилищах, например, мягкой и твердой пшеницы, много зерна магары (итальянское просо), зерна ячменя и ржи. Все это говорит о традиционном занятии древних вайнахов — земледелии, главным образом, пашенного типа.Исключительное место в жизни древних вайнахов занимали домашние ремесла. К ним относятся гончарное дело, металлообработка, камнеобработка, косторезное дело. При археологических раскопках обнаружены мастерские по изготовлению и обжигу глиняной посуды, а также мастерские, где мастера занимались бронзолитейным делом и обработкой металла. Следы местной металлообработки обнаружены, кроме Сержень-Юртовского поселения, на Алхастинском, Бамутском, Нестеровском, Ханкальском и других поселениях. Мастера-металлурги в этих местах обладали разнообразными методами обработки бронзы и готовых изделий из нее (литье в одностворчатых и двустворчатых формах, литье по восковой модели, ковка предметов и проковка после литья, выбивание украшений из тонкого листа на матрице, вытягивание проволоки, резьба тонких листов бронзы, чеканка и резьба по готовому литому изделию). Все эти приемы хорошо прослеживаются на предметах поселений, а также на предметах из могильников и отдельных погребений. Отмеченная технология применялась в Х-VII веках до н. э. Не меняется она в бронзолитейном деле и в VI-V веках, хотя местные металлурги еще с начала I тысячелетия до н. э. знали железо, обработка которого требовала некоторой модернизации известных приемов обработки металла. Во всяком случае, в VIII-VII вв. до н. э. число таких железных предметов, как ножи, наконечники копии, кинжалы и прочие вещи, постепенно возрастает, а в VI-V вв. до н. э. даже господствуют, то есть железные изделия вытесняют бронзовые (серпы, ножи, шилья, кинжалы, наконечники копий и стрел и т. д.). В IX-VII вв. до н. э. железные изделия у древних вайнахов были привозными, и можно предположительно говорить об их местном массовом изготовлении только около середины 1 тысячелетиядо н. э. Справедливость такого суждения подтверждают все археологические материалы VI в. до н. э. — IV в. н. э.
Во всяком случае, походы способствовали расширению культурно-экономических взаимосвязей горцев с Закавказьем и даже с населением отдельных стран Ближнего Востока. Вместе с тем важно отметить, что скифский поход в Закавказье, имущественная дифференциация внутри вайнахских родовых групп и племен заставили людей в целях самозащиты укреплять свои поселения различными оборонительными сооружениями. С этого времени на всей территории края вновь возникающие села учитывали возможность нападения врагов, как внешних, так и внутренних соперников, которые появлялись в процессе расширения и усиления имущественной дифференциации. Поэтому такие поселения получили названия городища, они основывались на вершинах естественных холмов с крутыми склонами, либо имели комплекс оборонительных сооружений (рвы, валы, стены с башнями и т. д.). Показательным примером могут служить Сержень-Юртовские поселения, а также городища, известные в Грозненском, Назрановском, Шалинском и др. районах республики.
Такой естественный процесс вел к монолитности союза многих племен и народностей, а в конечном итоге — и к формированию государства. Возможно, таким путем возникло в эпоху раннего средневековья единственное на Северном Кавказе Аланское государство. В него входили многие народы Северного Кавказа, в том числе и вайнахи.
Аланское государство просуществовало примерно с V по XIII вв.н. э. В первой половине XIII века Алания распалась на отдельные феодальные объединения, что в свою очередь отрицательно сказалось на ситуации, сложившейся на Северном Кавказе перед монголо-татарским нашествием. Таковы следы древней истории вайнахов. Они очень многогранны. В них отразились различные аспекты культуры.
На основе широкого научного анализа А. А. Исламов высказал, на нашвзгляд, верное предположение о восхождении праосновы культа богини Тушолик религиозным представлениям людей эпохи материнско-родового строя. Древние формы верований у вайнахов очень разнообразны. Самой древней формой религии учеными признается тотемизм- почитание животных, которых считали родоначальниками племенных родственных групп. Это такие животные, как олень, баран, козел, бык, волк, медведь и др.
Одновременно с тотемизмом существовала другая форма религии -анимизм, то есть одухотворение природы и стихий. Далее наблюдаются различные виды магий (колдовство), культ личных духов — покровителей (нагуализм), промысловый культ, погребальный культ, культ предков, родо-семейный культ святынь и покровителей, аграрные культы и т. д.
Как видим, долгим был путь идеи Бога в сознании древних вайнахов (от олицетворения непонятных стихийных сил природы, животных, на которых охотились, до культа племенных божеств). Каждое племя, каждый род, даже каждая семья имели своего бога. Ученые проследили целый пантеон вайнахских божеств во главе с верховным богом Дела, которому подчинялись следующие боги: Тушоли, Мятцил, Сиели, Ерды, Галь-Ерды, Тхаба-Ерды, Дзорах-Диэла, Гурмет-Цуу, Итаз-Ерды, Долге, Эрдзели, Тумгой-Ерды, Морч-Сиели, Бейни-Сиели, Дик-Сиели, Ауша-Сел, Тамыж-Ерды, Амгали-Ерды.Все эти языческие божества почитались чеченцами и ингушами до принятия ими исламской религии в XV-XIX веках. Многие из названных божеств почитались как покровители даже в начале нашего столетия. До нас дошла записанная в 20-х годах нашего столетия этнографом Е. М. Шиллингом уникальная молитва, обращенная к языческому божеству.
КРАСНОДАР. На Кубани увеличили срок заключения блогеру-сыроеду Лютому
С. ОСЕТИЯ. Старшеклассников Северной Осетии начнут бесплатно готовить к ЕГЭ в специальных центрах
КРАСНОДАР. Суд вынес решение о домашнем аресте жены экс-мэра Сочи
АЗЕРБАЙДЖАН. УЕФА разрешил Азербайджану продать лишь 40% билетов на матч с Эстонией
АЗЕРБАЙДЖАН. Байрамов исключил возможность встреч между Баку и Ереваном до декабря
Ю.ОСЕТИЯ. Почему в Евросоюз больше не верят? | Алексей Наумов. Разбор