ДАЙДЖЕСТ: |
Во дворе городской поликлиники (ранее – больница №1) есть памятник врачам, наверное, единственный в своем роде в Чеченской Республике. Здесь же похоронены муж и жена Волков Владимир Иванович и Мальчиковская Наталья Гавриловна, которых чеченцы нарекли на все времена одной фамилией «Волковы», и они остались в памяти людей, как легендарные личности.
Положа руку на сердце, сознаемся: мы часто подвергаем любого человека хуле, стараемся найти в биографии достойнейших личностей изъяны. Такие мы: считаем себя истинными мусульманами, а избавиться от большого греха (г1ийбат дар) не хотим …
Но удивительное в том, что за свою жизнь я не слышал ни одной словесной «стрелы», пущенной в адрес семейной четы Волковых. Их слава перешагнула мыслимые и немыслимые временные рубежи, и сегодня каждый уважающий себя гудермесец отдает почести врачам, чьи мощи покоятся рядом с мраморным сооружением, на котором выведены слова: «Светя другим, сгораю сам». Под таким девизом жил и работал три века назад голландский врач Николас ван Тюльп, выразив свою готовность к самопожертвованию во имя лучших идеалов человечества. Лекарей-идеалистов во все времена хватало. Они знали, что должны стоять на страже здоровья людей, порой приобретая на этом посту недуги сами…
В Гудермесе в середине 20-х годов был довольно-таки заметный по тем временам строительный «бум»: возводились школы, больницы, культурные объекты, первые двухэтажки… Но при этом катастрофически не хватало специалистов.
В 1925 году у берега реки Гумс, рядом с дорогой, ведущей в Грозный, появился объект, который планировался на перспективу как участковая больница. На первых порах здесь же разместились два класса «аульской начальной школы. Вот здесь и продолжили свою врачебную карьеру Владимир Волков и Наталья Мальчиковская. А какие были времена: пять лет назад прокатилась по здешним местам гражданская война, кругом классовая разобщенность, абсолютная неграмотность, повальная бедность масс, а в здравоохранении – нулевая точка отсчета.
Вот в такой ситуации и пришлось начинать работу молодым врачам. Владимир Иванович был назначен главврачом, а Наталия Гавриловна, в основном, принимала женщин… Они и жили в небольших комнатушках при больнице, что позволяло им постоянно находиться рядом с пациентами. С лекарствами были большие сложности, и часто Владимир Иванович на своей тачанке выезжал в лесистые места, лазил по горам в поисках лечебных трав, благо, он в них хорошо разбирался.
С самого начала сдружился с молодыми «аульскими» активистами, фактически это были первые комсомольцы. Да и в переводчиках он нуждался. И здесь ему на помощь приходил лидер комсомольской ячейки станции Гудермес Лема Салиев. Постоянным кучером был Магомед Садыков. Через несколько лет уже в ранге председателя райисполкома Лема помогал и самой больнице, и своему другу Владимиру Ивановичу в пределах своих служебных возможностей. Местные жители, не привыкшие поправлять свое здоровье руками образованных целителей, при первых симптомах недуги приходили на поклон к Волковым и находили у них облегчение и заряд бодрости: кроме медицинской помощи, они получали и психологическую «установку»…
За короткое время больница обрела большую известность. Одновременно в стационарном порядке здесь получали врачебную помощь до 70 больных, начали функционировать несколько отделений. Сюда охотно обращались жители не только сел Гудермесского района. О каких-то бюрократических препонах не могло быть и речи: принимали всех, кто желал поправить здоровье. И очень часто на тачанке Владимир Иванович выезжал в близкие и далекие села и лечил нетранспортабельных больных. Волковы были частыми гостями у своих друзей из «аула» Гудермес, хорошо знали чеченские обычаи, традиции и этикет.
Они пользовались настолько большим авторитетом, что их просто боготворили. В них напрочь отсутствовало мещанское начало, жили для людей и во имя их здоровья.
…В октябре 1937 года, когда были арестованы Лема Салиев, его брат Леча и жена Падам, Волковы первыми пришли к ним домой и выразили свое крайнее возмущение действиями властей.
Вся жизнь Волковых подпадает под одно святое понятие, имя которому – подвиг. Иначе как оценить их героические действия в дни депортации чеченцев с родных земель? Когда «псы» НКВД пришли забрать больных, чтобы транспортировать их на железнодорожный вокзал, врачи сначала попробовали сопротивляться, но когда поняли, что их возможности ограничены, на семейном совете решили следовать с больными в неизвестность…
К тому времени у них была 5-летняя дочь… Но ни материнские узы, ни страх перед дальней дорогой, ни свирепствующий сыпной тиф не остановили Наталию Гавриловну, она не смогла остаться дома, когда в ее помощи нуждались те, кто под дулами винтовок, еле волоча ноги, в снежное утро поднимались на «Студейбеккеры»…
Владимир Иванович, как руководитель учреждения и как военнообязанный, не мог бросить больницу на произвол судьбы, он остался дома с дочерью-малолеткой, а в шальную дорогу отправился самый близкий ему человек, его жена и соратница – Наталья Гавриловна.
Она добилась того, чтобы больных поместили в отдельные вагоны, постоянно находилась с ними рядом, оказывая возможную медпомощь. Не отходила от них и в тяжелейших условиях морозного Казахстана. До конца следуя клятве Гиппократа, она подорвала собственное здоровье – заболела тифом… Каким-то образом весной того же 44-го года вернулась домой, чтобы… найти вечный покой в родной больнице. Владимир Иванович захотел, чтобы она была постоянно рядом, и тело покойницы предали земле на территории больницы.
Таким образом, Наталья Гавриловна стала жертвой трагедии чеченского народа в дни его депортации. Ее не стало на 55 году жизни, и последние 17 лет она отдала становлению здравоохранения Гудермесского района. Владимир Иванович умер три года спустя… По его личному завещанию он был похоронен также вблизи больничных корпусов, рядом с легендарной супругой.
…По возвращении на родину жители Гудермеса навещали этот холмик на двоих также, как своих близких и родных на мусульманских кладбищах.
Волковы были обречены жить в памяти последующих поколений. И не зря в 1988 году лучшие представители гудермесской милиции из чеченцев по инициативе Султана Абдулханова приняли решение собрать деньги на строительство памятника Волковым на территории больницы, рядом с их могилами… На открытии обелиска участвовали представители местной власти и работники милиции.
Во время боевых действий в декабре 1995 года памятник был разрушен. В 2008 году его восстановление взял на себя главный врач района Идрис Байсултанов. Честь ему и хвала, что памятное место предстало еще в лучшем виде, и на мраморных плитах выведены слова: «Светя другим, сгораю сам».
Этот памятник является символом неподдельного интернационализма, верного служения народу и беспримерного следования клятве Гиппократа.
В конце 1990 года по инициативе председателя горисполкома Хусейна Садыкова была создана творческая группа, которая должна была заняться разработкой предложений по названиям новых улиц в городе. Я входил в эту группу и представил на рассмотрение комиссии свой список, куда входили имена видных политических, общественных, государственных, культурных, спортивных, литературных деятелей. Все мои предложения прошли без всяких возражений, и с той поры имена этих известных людей, оставивших яркий след в истории Чечни, увековечены в названиях улиц. Одна из улиц носит имя Мальчиковской Натальи Гавриловны…
Да не изменит нам светлый разум, чтобы хранить добрую память о тех, кому мы обязаны своим достойным прошлым!
Хожбауди БОРХАДЖИЕВ
Газета «Гумс» от 21 января, № 1-2
ГРУЗИЯ. Грузинская оппозиция заблокировала Тбилисский госуниверситет
В Национальном Собрании произошел инцидент между журналистом и сотрудниками СГО Армении
ИНГУШЕТИЯ. За мошенничество при получении выплат осуждена жительница Ингушетии
ИНГУШЕТИЯ. Ингушетия в числе лидеров по реализации мероприятий нацпроекта «Здравоохранение»
ИНГУШЕТИЯ. Майнинг-хищение электроэнергии на 85 млн рублей пресекли в Ингушетии
ИНГУШЕТИЯ. В Ингушетии реализуют более 80 региональных проектов